Замечательную певицу Анну-Люсию Рихтер (сопрано) российская публика недавно могла оценить благодаря Теодору Курентзису: в финальной программе Дягилевского фестиваля, повторенной в Москве, она пела «Волшебный рог мальчика» и Четвертую симфонию Малера. «Шуман-квартет» у нас пока неизвестен – привозить в Россию зарубежные струнные квартеты слишком накладно, будь то именитые или начинающие. Он основан в Кёльне в 2007 году, в нынешнем составе существует с 2012 и неоднократно занимал первые места на международных конкурсах квартетов. Среди музыкантов, выступавших с «Шуман-квартетом», – пианист Менахем Пресслер, кларнетистка Сабина Майер, альтистка Димут Поппен, скрипач Дэниел Хоуп, виолончелист Николас Альтштедт, певец Тео Блекманн и многие другие. Сегодня у ансамбля – напряженный концертный график, охватывающий Германию, Австрию, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Данию, Хорватию, Великобританию, США и не только.
Альбом со скромным названием «Интермеццо» – четвертый в дискографии квартета, и стремление к концептуальности в нем особенно заметно. Если дебютный альбом (2013), записанный еще в другом составе, состоял из классики квартетного репертуара – Бетховен, Барток, Брамс, – то уже второй (2015) выглядел весьма смело: с одним из квартетов Моцарта на нем соседствовали квартеты Айвза (причем не более традиционный Первый, а авангардный Второй) и Верди. Музыканты словно спрашивают у публики: как, вы действительно не слышали квартетов Айвза и Верди? И берутся доказать, что под одну обложку с Моцартом включили их не зря.
Третий диск (2017), получивший название «Landscapes› («Пейзажи», или «Ландшафты»), отмечен рядом наград во Франции, Германии, Великобритании. Два полномасштабных квартета – «Рассвет» Гайдна и Второй Бартока – чередуются здесь с одночастными короткими пьесами, «Landscape I» Такемицу и «Fratres› Пярта. Таким образом музыканты не только представили четыре национальных школы, но и отдали должное своим корням: альтистка Лийза Рандалу – эстонка, как и Арво Пярт, работавший с музыкантами над интерпретацией знаменитой «Fratres». А трое братьев Шуманов (здесь наконец время сказать, что название квартету дала их фамилия), выбрав пьесу Такемицу, принесли дань уважения Японии, откуда родом их мать.
Однако «Шуман-квартету» не обойтись без Роберта Шумана, и именно его музыка составила основу их четвертого, совсем свежего диска. Первый квартет великого романтика плавно перетекает в «Адажио памяти Шумана» нашего современника Ариберта Раймана (автора знаменитой оперы «Лир»), за ним следуют Шесть песен Шумана, соч. 107, в обработке Раймана для сопрано и квартета, а завершает программу Первый квартет Мендельсона (именно ему посвящены струнные квартеты Шумана).
Еще после выхода второго альбома «Шуман-квартета» один из рецензентов писал о том, что музыкантам в высшей степени свойственно стремление очистить исполняемое сочинение от груза традиций, встроить его в контекст сегодняшнего дня. Именно это приходит в голову, когда слушаешь запись Первого квартета Шумана: вдохновенная, но ничуть не романтическая интерпретация, неистовая и с каждой частью всё более заостряющая углы. Иное дело – пьеса Раймана: она могла бы стать изюминкой диска и как раритет, и по стилистическому контрасту, но начисто проигрывает Шуману и по страстности исполнения, и по качеству материала (хотя и основана на двух его неоконченных хоралах). Еще одно приношение Раймана Шуману куда убедительнее – Шесть песен в обработке нашего современника звучат восхитительно, а интерпретация Анны-Люсии Рихтер ничуть не уступает записи блистательной Кристины Шефер.
Эти шесть миниатюр, каждая меньше трех минут, – самое прекрасное, что есть на диске: каждая песня кажется еще лучше предыдущей, так что перестаешь понимать, заслуга это композитора, автора обработки или исполнителей, словно поет сама природа, и более естественного звучания нельзя себе представить. А последняя песня цикла написана в той же тональности, что и начало звучащего следом Квартета Мендельсона № 1, – вроде бы простой, но абсолютно завораживающий фокус. В отличие от Шумана, обратившегося к жанру струнного квартета только после тридцати, Мендельсон создал свой первый квартет, без номера, еще в тринадцать лет, в восемнадцать написал еще один, из-за поздней публикации получивший номер 2, а в двадцать – тот, что известен как Первый, со знаменитой Канцонеттой. Ее нередко играют с подчеркнуто романтическим надрывом, которого счастливо избегает «Шуман-квартет»; не пытаются музыканты и развернуть Мендельсона, как Шумана, лицом к XXI веку, великодушно оставляя ему классицистическую легкость.