Среди режиссеров, работающих в столичных и периферийных театрах, есть такие, кто, поставив даже выдающийся спектакль, доверяют его судьбу зрителю, не предпринимая ни малейших усилий для создания вокруг него искусственной атмосферы события. Именно эти люди, в конечном итоге, определяют течение и развитие театрального процесса, его ежевечернее поступательное движение.
К такому типу художников, безусловно, принадлежит известный оперный режиссер Георгий Михайлович Геловани. Его 95-летний юбилей дал возможность рассказать об этом скромном деятеле отечественного музыкального театра.
Георгий родился в Батуми, в театральной семье. Его отец, Михаил Георгиевич Геловани, будущий народный артист СССР, блестящий актер широкого амплуа, красавец, к тому же княжеского происхождения, руководил грузинской труппой. Неудивительно, что, покорив батумскую публику, он покорил и сердце юной батумской барышни Ирины. Молодая чета с появившимся маленьким Георгием вскоре переехала в Тифлис. Геловани играл на сцене Театра Руставели, снимался в фильмах киностудии Госкинпром, как режиссер сам снял несколько немых комедийных лент. В квартире Геловани постоянно собирались актеры, режиссеры, сценаристы: Шалва Дадиани, Иван Перестиани, Георгий Макаров, Петр Морской. Часто посещали хозяина дома и гости из Москвы – в частности, бывал и Леонид Утёсов. По его просьбе Михаил Георгиевич под собственный аккомпанемент на гитаре пел грузинские романсы.
Очень насыщенна была и театральная жизнь грузинской столицы. Работали два прекрасных национальных театра – имени Руставели и Марджанишвили, Театр оперы и балета имени Палиашвили, Русский драматический имени Грибоедова с блестящей труппой, ТЮЗы, филармония… Георгий не пропускал ни одного нового спектакля. Для него с детства не было сомнения: он будет режиссером! Окончив школу, он отправился в Москву, поступил в ГИТИС на режиссерский факультет на курс к Н. М. Горчакову. Первый год учебы пролетел как во сне. Наступил июнь 1941 года… Война…
… После месяца рытья окопов под Москвой больной Георгий вернулся в Тбилиси. Немного окрепнув, он начал посещать занятия в Театральном Институте Грузии («ТИГРе», как его называли), которые проводил молодой режиссер Грибоедовского театра Гога Товстоногов. Но как только ГИТИС вернулся из эвакуации в Москву, Геловани устремился в альма-матер и завершил свое обучение.
Летом 1948 года, ровно за 70 лет до Чемпионата мира–2018 по футболу в России, Георгий Геловани поставил в Театре музыкальной комедии Тбилиси свой дипломный спектакль – оперетту Никиты Богословского «Одиннадцать неизвестных», посвященную … футбольному чемпионату и его участникам! Успех веселой и остроумной работы открыл молодому режиссеру дорогу в оперный Театр имени Палиашвили – здесь он провел пять плодотворных сезонов. Его постановки «Севильский цирюльник», «Царская невеста» и другие отличались не только интересным замыслом и тщательностью выполнения, но и скрупулезной работой с актерами, благодаря чему даже мало одаренные исполнители, но с хорошими вокальными данными, создавали убедительные и запоминающиеся образы. Спектакли молодого режиссера вдохнули свежее дыхание в довольно консервативное в те годы творчество старого грузинского оперного театра.
Одновременно Геловани начал педагогическую работу: в Хореографическом училище при театре он занимался с балеринами актерским мастерством. Неожиданно большой успех получил поставленный им концертный номер для ученицы Лили Мещеряковой (в будущем – известный балетмейстер Лилия Таланкина) на музыку студента консерватории Микаэла Таривердиева, будущего прославленного композитора. К тому же периоду принадлежит сценарий Георгия для кинокомедии «Цветок на снегу», которая была снята на студии «Грузия-фильм».
В 1960 году Геловани принял предложение Министерства культуры Молдавской ССР возглавить организуемый в Кишиневе Театр оперы и балета и стать его первым главным режиссером. Период работы в молодом коллективе – один из самых плодотворных в творческой жизни Георгия. Он собрал труппу артистов-единомышленников, среди которых такие таланты, как Мария Биешу или Василий Третьяк. В Кишиневе Геловани ставит спектакли из классического репертуара, а также создает с композитором Эдуардом Лазаревым оперу «Сломанный меч». Постановка этой первой молдавской национальной оперы стала событием в культурной жизни республики. На либретто Георгия Михайловича молдавским композитором Василием Загорским был написан также национальный балет «Рассвет».
Обращение к новым современным операм стало для Георгия Геловани правилом, которого он непреложно придерживался в каждом из театров, в котором он принимал на себя руководство. Так, в Куйбышевском (Самарском) театре оперы и балета он поставил редкую по жанру – сатирическую – оперу Юрия Левитина по пьесе Сергея Михалкова «Памятник себе». Злободневная и смелая драматургия нашла в изобретательной режиссуре Геловани остроумное и яркое сценическое решение.
Верность принципу создания новых опер сохранял он и в последующих своих театрах. В 1970 году, работая в ташкентском Государственном академическом Большом театре имени Навои, Геловани написал либретто по пьесе Константина Симонова «Русские люди», а композитор Борис Зейдман создал оперу, которая в постановке автора либретто имела большой успех. В Ташкенте же в содружестве Геловани со знаменитым узбекским маэстро Мухтаром Ашрафи родился один из первых национальных балетов «Любовь и меч». Работая в Воронеже, режиссер привлекает к созданию оперы местного композитора Геннадия Ставонина и создает с ним патриотическую оперу «Виват, Россия!»
Разумеется, многолетняя творческая работа профессионального режиссера музыкального театра немыслима без постановок высокой оперной классики. У Геловани особо любимыми и удачными были «Пиковая дама», «Хованщина», «Князь Игорь», «Дон Карлос», «Кармен», «Фауст», «Порги и Бесс».
Здесь необходимо подчеркнуть, что свои спектакли, всегда тщательно продуманные и «выношенные», Георгий Геловани осуществлял с глубоким уважением к композитору, реализовывая его замысел, искусно раскрывая его музыкальную драматургию, без попыток навязать давно ушедшему автору «новые смыслы», не имеющие ничего общего с конкретным классическим произведением.
После нескольких десятилетий работы в периферийных оперных театрах представляется естественным и закономерным приглашение Георгия Михайловича в штат Большого театра. Именно здесь его громадный постановочный и педагогический опыт, знание театральной специфики, работоспособность и ответственное отношение к делу нашли наилучшее применение и принесли большую пользу. В течение двадцати лет маститый режиссер вел огромную и трудоемкую, хотя и незаметную со стороны, работу по сохранению в надлежащей форме спектаклей идущего репертуара Большого театра, по вводу в него новых исполнителей, по воспитанию молодого поколения певцов-актеров. Поклонникам памятна его постановка на прославленной сцене комической оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» с Зурабом Соткилавой и Еленой Зарембой в главных ролях.
Перу Г. М. Геловани принадлежит ряд либретто мюзиклов и оперетт, он – член Союза писателей, заслуженный деятель искусств России и Молдовы, кавалер орденов и медалей. Но дороже всех наград – память и любовь многочисленных учеников, работавших с ним оперных артистов, благодарных старому режиссеру за его подвижнический труд на благо любимому искусству.
Поздравляя с 95-летием, желаем Георгию Михайловичу бодрости духа и тела, радости в кругу родных и близких.