Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Зальцбургский фестиваль в прошлом году, кажется, «рассмешил» подавляющее большинство меломанов. Публика освистала «недостаточно комичную» постановку «Фальстафа» Верди, критики предъявляли претензии к сомнительному качеству деконструкции фабулы «Свадьбы Фигаро» Моцарта в постановке Мартина Кушея, споры разгорались и относительно зрелищной интерпретации оперы «Макбет» Верди, сюжет которой Кшиштоф Варликовский трактовал через призму семейной трагедии. «Зальцбург-2023» ушел в историю с ощутимым шлейфом провала, без однозначных творческих побед. Впрочем, еще более серьезные претензии фанаты оперы уже много лет подряд справедливо адресуют Байройту, в то время как у Зальцбургского фестиваля есть все шансы, чтобы реабилитироваться в новом сезоне.
Традиционная моцартовская часть зальцбургской программы будет представлена двумя операми, но на этот раз в разряд спецпроектов они не попадают. «Милосердие Тита» в постановке режиссера Роберта Карсена и дирижера Джанлуки Капуано покажут после премьеры на дочернем Троицком фестивале Чечилии Бартоли, а также возобновят нашумевшую оперную премьеру 2021 года — «Дон Жуана» Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса, где действие разворачивалось в барочном церковном пространстве. Неожиданный финал со всеми героями, расстилающимися на полу, казался тогда одним из самых любопытных элементов для разгадки концепции спектакля, которую до конца мало кто понял, — это ли не повод восстановить, тем более что контекст и нерв времени изменился? Партии Дон Жуана и Донны Анны, как и на премьере, вновь исполнят Давиде Лучано и Надежда Павлова.
Основную оперную часть Зальцбургского фестиваля можно разделить на две репертуарные составляющие: русская и зарубежная. Вторую осталось дополнить только анонсом «Сказок Гофмана» Оффенбаха в постановке Мариам Клеман и Марка Минковского. А первую, русскую, на необычность которой фестиваль явно делает ставку, объединяет Федор Михайлович Достоевский — запланированы премьеры новых постановок двух опер по его произведениям.
«Идиота» Вайнберга поставит зальцбургский «старожил» Кшиштоф Варликовский, в то время как этот же спектакль станет фестивальным дебютом для литовского дирижера Мирги Гражините-Тила. На роль Князя Мышкина организаторы пригласили тенора Богдана Волкова — наверное, русская публика помнит «Идиота» с его участием в Большом театре, и многие согласятся, что вокально и по темпераменту это абсолютно его роль. Партии Настасьи Филипповны и Рогожина исполнят Аушрине Стундите и Владислав Сулимский — оба они звезды громких постановок Зальцбургского фестиваля.
Музыка Вайнберга мало знакома иностранцам, и даже мы по-настоящему открыли для себя творчество этого композитора относительно недавно — в год столетия со дня его рождения она начала звучать по всей стране и, надо сказать, вполне «прижилась». С «Игроком» Прокофьева, второй русской зальцбургской премьерой, дела обстоят иначе: Дмитрий Черняков и Даниэль Баренбойм показывали оперу в Берлине, хотя с того момента и прошло уже пятнадцать лет, но постановка вошла в историю как знаковая. На этот раз в Зальцбурге «Игрока» будет ставить Питер Селларс с талантливым и перспективным российским дирижером Тимуром Зангиевым. Каст опять многообещающий: на партию Полины приглашена Асмик Григорян, американский тенор Шон Паникар будет работать над ролью Алексея, мировая примадонна Виолета Урмана предстанет в образе Бабуленьки.
Как и всегда, не менее любопытна подводная часть оперного айсберга — концертные исполнения. Венский филармонический оркестр с дирижером Кристианом Тилеманом представят «Каприччио» Штрауса, Бертран де Бийи с Оркестром Моцартеума и Венским филармоническим хором — такой раритет, как «Гамлет» Тома. Кроме того, Теодор Курентзис исполнит программу из сочинений Баха с хором и оркестром Utopia, три концерта даст ансамбль современной музыки Klangforum Wien, Филармонический оркестр Осло и Клаус Мякеля исполнят музыку Чайковского и Шостаковича, Кирилл Петренко с Берлинским филармоническим оркестром составили программу из сочинений Брукнера и Сметаны, за пульт Венского филармонического оркестра встанут Герберт Блумстедт, Риккардо Мути, Андрис Нелсонс, Густаво Дудамель, Янник Незе-Сеген.
Не менее важно, что в нынешнем году и на ближайшие шесть лет запускается масштабный проект реконструкции «материальной базы» фестиваля: в Зальцбурге построят большой центр с магазином, кафе и камерным залом, увеличится площадь основных площадок, между которыми появится восьмиэтажный корпус под мастерские и офисы. Ни о какой приостановке фестиваля на время обновлений речи не идет: ежегодный праздник будет продолжаться. События в 2024 году пройдут с 19 июля по 31 августа.