Кей Бабурина, музыкальный критик |
3 ФЕВРАЛЯ
«СЕРДЦЕ ПАРМЫ» АЛЕКСАНДРА ПЛАТОНОВА
ПЕРМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР-ТЕАТР
Среди опер, созданных для неоперных артистов, лично мне не встречалось неудач. «Театр-Театр» своей «Антигоной» проторил дорогу новаторскому жанру — и вот с июня прошлого года на его сцене стучит «Сердце Пармы», подхватывая колдовские ритмы романа Алексея Иванова, но не привязываясь к его тексту. Насыщенный исторический экшен остался в экранизации — спектакль режиссера и хореографа Олега Глушкова не реконструирует, но придумывает заново мистическую сторону атмосферы слишком скудно изученного, слишком быстро утраченного мира, легенды о котором продолжают завораживать.
Музыкальное наследие Пермского края не использовано в его чарующем аутентичном изводе, а стилизовано в сотрудничестве с этномузыковедами: артистам поручено не только петь, но и играть на специально сделанных музыкальных инструментах — коми-пермяцких дудочках-пэлянах и пастушьих барабанках. Фантазия, основанная на фантазии, результирует в мечту о том, что могло бы существовать, — и доказать, что это не существовало, мы не можем тоже.
5 ФЕВРАЛЯ
«ГАМИЛЬТОН» ЛИН-МАНУЭЛЯ МИРАНДЫ
ТЕАТР МИМИКИ И ЖЕСТА, МОСКВА
Самый нашумевший бродвейский мюзикл последнего десятилетия — спектакль, где турбулентные события первых трех десятилетий существования США поданы головокружительно скомпрессированным рэпом, — не смог бы сегодня попасть на российскую сцену легальным путем. Оговоримся: на профессиональную. Байопик невероятного отца-основателя Штатов Александра Гамильтона получил русскоязычное воплощение в учебной постановке Натали Боярской и ее курса BeMusical. Премьера состоялась в ноябре 2023 года в Санкт-Петербурге, а теперь спектакль, вскруживший головы даже профессиональным зрителям, едет на гастроли в Москву.
Оригинальный «Гамильтон» взорвал индустрию мюзикла полным равнодушием не только к портретному сходству, но и к соответствию расы и цвета кожи исполнителей и их героев — реальных людей, чья внешность известна не только каждому американскому школьнику, но и тем из россиян, кто держал в руках долларовые купюры (портрет Гамильтона красуется на десяти долларах). Российская постановка идет дальше: неважной становится даже гендерная принадлежность. Артистки BeMusical сражаются за независимость, управляют финансами и выходят на дуэли, генерируя настоящую магию театра — магию перевоплощения.
17 ФЕВРАЛЯ
«ЛОРЕЛЕЯ. ДЕВА РЕЙНА» АННЫ ОРЛОВОЙ И АЛЕКСАНДРЫ КОНДРАШОВОЙ
GAiKA SPACE, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Инклюзивный театр, каким он должен быть: петербургские энтузиастки во главе с продюсером Елизаветой Фроловой создали мюзикл, равно рассчитанный на слышащих и неслышащих зрителей. Не адаптированный с помощью титров или переводчика, а исполняющийся одновременно на словесном и жестовом языке, причем жестовый язык интегрирован в пластическую партитуру — это командная работа эксперта по жестовому языку Екатерины Кононенко и хореографа Дениса Айзина, и она буквально дает возможность видеть музыку. У формата есть объективные ограничения: играя на жестовом языке, нельзя отворачиваться от зрителя и нельзя снижать экспрессию жеста, даже когда экспрессия голоса снижена, — но это не помеха ни зрителям, ни артистам, сумевшим за четыре месяца репетиций с нуля освоить жестовый язык так, чтобы в зубодробительном пластическом тексте передавать бешеный драйв спектакля. Ведь здешние ундины — не томные колдовские девы немецких романтиков: на границе их озаренного луной мира и солнечного мира людей бушуют яркие страсти, здесь хотят жить полной жизнью — и живут!
Ник Завриев, музыкальный обозреватель, преподаватель |
2 И 9 ФЕВРАЛЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ «БИОМЕХАНИКА»
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ, МОСКВА
Московская консерватория уже в третий раз проводит фестиваль «Биомеханика». Особенность этого фестиваля в том, что ставка здесь делается на современность, причем современной оказывается не только сама музыка (под словом «современная» подразумевается не привычно обозначаемая этим словом в академической среде вторая половина XX века, а самое что ни на есть contemporary — произведения наших современников, зачастую молодых), но и средства ее исполнения. В качестве соорганизаторов и обязательных участников фестиваля выступает Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) под руководством Николая Попова, а многие произведения написаны не только для акустических, но и для электронных инструментов. Электроника здесь понимается максимально широко: это могут быть и модульные синтезаторы, и всякого рода «кастомные» инструменты, да и звучать эта музыка может весьма разнообразно — в дни «Биомеханики» здесь можно услышать не только звуковые ландшафты, созданные по заветам Пьера Шеффера или Беатрис Феррейры, но и ритмичные композиции, которые вполне могли бы прозвучать не в академическом зале, а в клубном пространстве. Такую музыку на стыке традиции и новации нетрудно представить себе и в московском RNDM, и на площадках крупных европейских фестивалей типа Sonar или Dekmantel.
Из почти трехнедельной программы фестиваля стоит выделить два мероприятия. 2 февраля в Рахманиновском зале (программа «Под напряжением») выступят ансамбль МАСМ (Московский ансамбль современной музыки) и солисты ЦЭАМ. В этом концерте прозвучат шесть произведений молодых композиторов, где электронные инструменты будут вести диалог с традиционными (электроника и ансамбль, электроника и виолончель, электроника, клавесин и голос и так далее). А 9 февраля под общим названием «АлгоРитм» музыканты CEAM Percussion Project исполнят произведения, в которых электроника будет взаимодействовать уже с ударными, вибрафоном и маримбой.
20 ФЕВРАЛЯ
ВЕЧЕР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ И ВИДЕО-АРТА
МОСКВА, КЦ «ДОМ»
В московском культурном центре «Дом», который вот уже третье десятилетие заслуженно считается «местом силы» для всякого рода экспериментальной, этнической и импровизационной музыки, на этот раз будет звучать электроника — здесь пройдет редкий по нынешним временам международный мини-фестиваль. Главная героиня вечера — француженка Элоиза Франческони. Ее мы знаем как участницу сразу нескольких коллективов (Toru, Beatum Teckels, HHH), звучание которых варьируется от эмбиента до краут-рока, а в «Доме» она представит сольную импровизационно-шумовую программу, построенную на звучании модульного синтезатора.
Соло-программу покажет и Карина Сиу — саунд-артист, медиахудожница и куратор Sound Events Program в Санкт-Петербурге. Российско-перуанский дуэт Sajjra Xhrs Galarreta/MĀR в составе мультиинструменталиста Криса Галарреты и видеохудожницы Маргариты Миливой выступит с аудиовизуальным перформансом «Мелизмы», основанном на полевых записях, сделанных во время арт-резиденции в Турции. Наконец, трио PEANBO во главе с патриархом отечественной экспериментальной сцены Алексеем Борисовым способно выдать примерно что угодно — от авант-рока до дарк-джаза, но в этот раз обещает целиком электронный сет.