Музей Бахрушина собрал коллекцию «Русский балет» Шойриха

31.01.2024
Музей Бахрушина собрал коллекцию «Русский балет» Шойриха

В конце 2023 года в Бахрушинском театральном музее завершилось комплектование серии «Русский балет» немецкого художника Пауля Шойриха – одного из лучших скульпторов по фарфору XX века. Статуэтки приобретались в коллекцию музея, начиная с 2010-х годов, и теперь были куплены три оставшиеся скульптуры серии.

Серия «Русский балет» была создана в 1913 году на Мейсенской фарфоровой мануфактуре – самой первой и знаменитой фарфоровой мануфактуре Германии. Первую половину XX века называют «эпохой Шойриха» в немецком фарфоровом производстве. Работы художника были удостоены Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

В начале XX века по Европе триумфально шагали дягилевские «Русские сезоны». Одной из постановок был «Карнавал» на музыку Роберта Шумана с хореографией М. Фокина и сценографией Л. Бакста. Кульминацией представления была свадьба Арлекина и Коломбины, в ролях которых выступили гениальные Вацлав Нижинский и несравненная Тамара Карсавина. Премьера балета с грандиозным успехом прошла в 1910 году сначала в Берлине, затем в Париже. Шойрих был вдохновлен образами этого спектакля и мастерством русских балерин и танцовщиков и создал серию фарфоровых скульптур «Русский балет».

Серия Шойриха состоит из пяти фигур – главных персонажей балета «Карнавал»: Пьеро, Эвсебий, Эстрелла, Киарина и парная скульптура Арлекина и Коломбины. Скульптуры невероятно точно передают изящество и грацию танцовщиков. Художнику удалось виртуозно запечатлеть в фарфоре балетную пластику.

«Скульптуры из серии «Русский балет» приобретались музеем для зала “Русских сезонов” Главного дома Бахрушинского театрального квартала. Три фигуры, которые были куплены недавно, отмечены маркировкой “D”, что означает их принадлежность к ранним тиражам, ведь серия обрела большую популярность и выпускалась с успехом в последующие десятилетия. Эти произведения стали достойным пополнением Бахрушинской коллекции как подлинные шедевры фарфорового искусства начала XX века», – рассказала заместитель генерального директора, главный хранитель Бахрушинского театрального музея Виктория Журавлева.