Альбом выпущен на легендарном джазовом лейбле. Его название символизирует бренд и традиции, но Blue Note реализовал в последние десятилетия и множество коммерческих компиляций, в которых под джазовую классику подкладывалась электронная клубная суета. GoGo Penguin находятся на острие этого противоречия. Эта манчестерская группа демонстрирует лаунжевое, электронное музыкальное мышление, но ограничивает выразительные средства традиционным акустическим трио – его участники: пианист Крис Иллингворт, басист Ник Блака и барабанщик Роб Тёрнер.
В памяти всплывают Red Snapper, однако временами кажется, что музыка наследует традиции чуть ли не Роберта Майлза. Такую эстетику – предельно «европейский» ненавязчиво импровизационный инструментал давно и постоянно ищут музыканты. Мало кто из них решается делать музыку столь же спокойную, как GoGo Penguin. Она тиха, но словно постоянно пульсирует, становится все больше и больше джазом. Манкунианцы принципиально неспешны, они порой словно задумываются, а зачем же мы все здесь собрались?
Альбом успокоением душ не занимается и порой будто заявляет о существовании в его музыке драматургии. «Prayer» – чрезвычайно серьезное фортепианное начало. «Raven» – фортепиано словно медленно забирается вверх, за ним, кажется – снизу, всплывают ударные. Первым начинает нервничать бас, он что-то ищет, растерянность перебегает мурашками к фортепиано, а на «Transient State» ударные торопливыми брейками подтверждают, что и они вполне понимают дух происходящего. Ударные чувствуют себя все увереннее, и в результате звучит «Reactor» – музыка уже не на шутку нервная, но целеустремленная. В завершение – тревожное созерцание «Window».
Альбом достиг пятого места в престижном чарте US Top Jazz Albums Billboard, то есть оказался интересен самой широкой публике, что для инструментальной музыки большая редкость. Игривое название коллектива не должно вводить в заблуждение, среди принятых сравнений – серьезные звезды электронной музыки от Massive Attack до Брайана Ино. Музыка включает в себя элементы электроники, трип-хопа, джаза, рока и классической музыки. Это же такой теперь джаз? У «пингвинов» это своеобразное развитие стиля, игра в академические настроения и минимализм. Порой у них находят даже близость к Шостаковичу и Дебюсси, вспоминают и Филипа Гласса – уровень претензий у этой «легкой» музыки весьма высок. Впрочем, последнее утверждение отметим как хороший пиар-ход, а если представить потенциальную аудиторию, допустим клубную, то еще неизвестно, кто кого пропиарил.
Сближение жанров упрощает образы и мысли. Альбом отмечается большой долей импровизационности и инструментального напора, при этом в творчестве глубокомысленность словно меняется на задумчивость. Разреженная капель фортепиано, чуть развязное порыкивание баса, щетки в акустике создают царство акустического комфорта – без трагедий и космогоний. Это, конечно, не академическая, но весьма умная музыка.