Пересматривая барочные стратегии События

Пересматривая барочные стратегии

В Санкт-Петербурге прошел первый в этом году концерт творческого объединения mader nort

На фоне отмен и закрытий музыкального мира последних двух лет в андеграундном подполье тихо, но уверенно зарождаются музыкальные коллективы, заявляют о себе молодые композиторы, играют мировые премьеры современной музыки. Так, например, в Петербурге на театральной «Площадке 51» развернул концертную деятельность музыкальный тандем mader nort. Пианисты и кринжмейкеры (так они сами себя называют) Ярослав Коваленко и Владислав Фёдоров объединились в 2022 году с целью популяризации современной академической музыки и синтетических видов искусства вокруг нее. В их программах можно встретить музыку Симеона тен Хольта, Леонида Десятникова, Валентина Сильвестрова, Настасьи Хрущевой и других современных композиторов. Музыкантов интересует перформативность музыки и эксперименты со словом на грани литературы и звука. Нельзя не заметить влияние и на репертуар, и на язык соцсетей консерваторского преподавателя музыкантов – Настасьи Хрущевой. Ярослав и Владислав определяют поле своих интересов как «минимализм в исполнении и восприятии музыки». И все же это особый минимализм – в стилистике Настасьи Хрущевой – экспрессивный и слегка декадансный.

«Площадка 51» собирает комбо по всем чек-листам культурного андеграунда: по дороге туда можно заблудиться во дворах-колодцах, а если перепутать лестницу – попасть в караоке-бар или на частную вечеринку. Впрочем, мы тоже не с первого раза попали на нужную сцену. Концерт начинался в полной темноте и абсолютной тишине. Несмотря на катастрофически маленькие размеры площадки и большое количество народа, публика была внимательной и чуткой к музыкантам: ни аплодисментов между частями сочинений, ни посторонних звуков. Очевидно: сюда доходят знающие люди.

26 января mader nort дали свой первый концерт в этом году. Ярослав Коваленко выступил с приглашенной скрипачкой Марией Лишаевой и программой «Барочные стратегии». Играли «Итальянскую сюиту» для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского, «Музыку в старинном стиле» для фортепиано Валентина Сильвестрова, а также мировую премьеру – «Пять барочных стратегий» для скрипки и фортепиано Настасьи Хрущевой. «Словосочетание “барочные стратегии”, с одной стороны, концентрирует внимание на премьере Хрущевой, прозвучавшей в последней части концерта, а с другой – объединяет всю программу, посвященную претворению музыки эпохи барокко в сочинениях современных композиторов», – прокомментировал название программы Ярослав Коваленко. Дополнительного интеллектуального сопровождения концерт не предусматривал и скорее предлагал слушать музыку как «вещь в себе», опираясь лишь на личный опыт наслушанности.

Вечер открыли бодренько: с искрящимся переложением балетной музыки Стравинского. «Итальянская сюита» – это концертная адаптация отрывков из «Пульчинеллы». Романтические по содержанию и модернистские по форме, быстрые этюды не дают выдохнуть музыкантам и увлекают зрителей в площадную пляску. Вот карнавальная Интродукция и гротескная Ария, а вот – меланхоличная Серенада и игривая Тарантелла. После такого начала сложно было переключиться на медитативное, элегическое сочинение Сильвестрова. В середине вечера прозвучала «Музыка в старинном стиле» для фортепиано соло. Исчерпывающее самоопределение в названии обещало торжество мелодии, невинную (и наивную) красоту баховского мира, в котором царит порядок, и музыка является прямым каналом с богом. Бесконечные отголоски «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги» Баха переливались, как стеклышки в калейдоскопе. Жаль, не все их грани можно было рассмотреть. Из-за несовершенного инструмента в почти что пасторальную идиллию атонально врывался скрип педали. Что ж, возможно, Сильвестрову, которому не чужды эксперименты авангарда, такая деталь могла бы и понравиться.

В финале вечера была сыграна мировая премьера – «Пять барочных стратегий» Настасьи Хрущевой. Здесь все предсказуемо и стройно: экспрессия, рельефные интонации, минимализм, время от времени срывающийся в панк-рок-стаккато. У скрипачки Марии Лишаевой не отнять эмоциональности и при этом точности в исполнении, а вот пианисту Ярославу Коваленко не хватило резкости во фразировке (может, еще после лиричного сочинения Сильвестрова не успел переключиться?). «Барочные стратегии» Хрущевой возвращают зрителей не только к быстрому ритму, заданному в начале вечера Стравинским, но и заставляет вспомнить так любимые композитором цитаты из народной, площадной музыки. Между сочинениями почти сто лет. Мы наглядно видим, что за это время в музыке полноправно разместились атональные опусы, а внезапные подвешенные и даже выброшенные в воздух паузы смотрятся даже более органично, чем отстроенная по темпоритму мелодия сюиты Стравинского.

Программа вечера приглашает к диалогу о новом и старом в музыке и создает пространство для этого разговора. В нем еще нет рефлексии (вероятно, по причине юности проекта) и размышления, в какой точке музыкальных координат находится современный слушатель и куда нас ведут новые композиторы, но определенно точно есть пространство для диалога нового и традиций.