Весной нынешнего года в МГУ стартовала программа «Стратегия и практика управления в сфере культуры». От множества тренингов и бизнес-курсов, крайне модных теперь и в сфере академической культуры, ее отличает мощный состав спикеров и вовлеченность в насущные проблемы заявленной темы и практический ракурс. Чему руководители музыкальных институций должны еще научиться, как это лучше делать, и причем тут философский факультет МГУ, нам рассказал руководитель и автор идеи проекта Ильгиз Янбухтин.
В программе «Стратегия и практика управления в сфере культуры» – четыре основных тематических блока, которые включают в себя ключевые направления: музыка, театр, музеи и кино. Мы не выхватываем, например, какие-то виды экономической деятельности вроде арт-бизнеса и компилируем узкопрофильный «модный» курс для широкого потребления… Эта программа имеет четкую идею, суть которой может быть сформулирована следующим образом: управленцы должны управлять, а творцы – творить.
Особый акцент мы делаем на вопросах государственного управления в сфере культуры, что очень востребовано у наших слушателей, среди которых – руководители государственных органов управления культуры и государственных учреждений культуры федерального и регионального уровня, – и это очень важно, так как государство является крупнейшим и почти стопроцентным акционером отрасли культуры в России.
Программа ориентирована именно на практиков-руководителей в разных сферах культуры, хотя открыта для всех интересующихся данной проблематикой и учитывает практику регионов. Подробно концепция изложена на нашем сайте culturalmanager.ru.
Правление Союза концертных организаций России (СКОР) любезно пригласило меня презентовать программу на XII ежегодном съезде 21 июля этого года в Московской государственной академической филармонии. Важный момент для понимания: значительную роль в моем приглашении на съезд сыграли те руководители региональных филармоний, которые приняли участие в пилотной апрельской сессии программы, оценили ее уровень и, соответственно, зряче рекомендовали правлению СКОР включить данную презентацию в повестку дня съезда. Помимо этого, Александр Николаевич Колотурский, член правления СКОР, был одним из спикеров программы, отметивший, что «нашей культуре как раз не хватает управления. Это наш бич, потому что мы, музыканты, художники, можем управлять, но нас этому в консерваториях не учили. Мне кажется, что эта тема, если мы говорим о дальнейшем развитии, очень важна. Не только для практических работников, но и для учредителей… Поэтому я считаю, что эта инициатива очень важна, и дай Бог, чтобы весь наш корпоративный цех почувствовал интерес к этому, почувствовал значимость и необходимость».
Мы начали запуск программы именно с музыкального, филармонического сообщества. Хотя в апрельской сессии уже принимали участие спикеры от музейной и театральной отраслей: Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, Ирина Герасимова, генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ), Анатолий Семенов, Представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности, Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Russia и другие. «Сарафанное радио» по стране уже заработало.
Занятия и лекции проходят в Шуваловском корпусе МГУ на его новой территории за Ломоносовским проспектом. Что такое Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, думаю, особо никому объяснять не надо. Это, по сути, высшее учебное заведение номер один в России. Однако и МГУ, старейший и крупнейший классический российский университет, заинтересован в новых, актуальных идеях и программах.
По своему первому высшему образованию я философ, выпускник философского факультета МГУ, где заканчивал аспирантуру и защищал кандидатскую диссертацию. У меня всегда сохранялись очень теплые и продуктивные отношения и связи с альма-матер. Впоследствии читал несколько спецкурсов на факультете и с 2010 года там же осуществлял уникальный проект «Дипломатические чтения», где послы и старшие дипломаты говорили не о внешней политике своих государств, а о двусторонних культурных отношениях с Россией. Программа была задумана еще в 2014-м, когда наша команда была в самом разгаре процесса воссоздания Московской областной филармонии. Руки до окончательного осуществления задуманного дошли только год назад, уже после того как мы завершили свою миссию в Московской области. Я искренне благодарен ректорату и декану факультета, профессору Владимиру Васильевичу Миронову за поддержку моей идеи и понимание.
Так что одна из причин того, что проект начал реализовываться под эгидой философского факультета, – моя собственная принадлежность к факультету как выпускника. Еще один объективный момент: вопросы культуры являются одной из приоритетных философских исследовательских тем как в практическом, так и в академическом смысле. То есть это не что-то инородное для факультета, хотя программа у нас не культурологическая.
С другой стороны, акцентирую внимание на том, что вопросы управления в сфере культуры относятся в России к области государственного управления. В связи с этим программа поддерживает партнерские отношения с Высшей школой государственного администрирования МГУ (ВШГА), которая также имеет статус факультета университета, готовя кадры для высшего и среднего звена органов государственной власти Российской Федерации, госкорпораций и бизнес-структур. Руководство ВШГА пригласило меня в сентябре 2017 года и марте 2018 года сделать премьерные презентации программы. Я вполне осознаю, что наша целевая аудитория в ВШГА тоже есть. Так что посмотрим, как программа будет развиваться дальше.
Апрельский пилотный набор подтвердил, что программа востребована, и теперь наши слушатели хотят вернуться еще раз, чтобы иметь возможность получать новую интересующую их информацию. Еще один любопытный аспект, который проявился во время весенней сессии. Те самые умудренные жизненным опытом практики, например, очень высоко оценили лекцию декана Миронова о трансформациях культуры в пространстве глобальной коммуникации. Вроде бы чисто академическая тема. А ведь этих руководителей невозможно ввести в заблуждение – это я к вопросу о сбалансированности программы, где есть уместная пропорция и сочетание концептуальной информации и конкретных решений и алгоритмов по вопросам корпоративного управления, интеллектуальной собственности, продаж культурных событий, интернет-маркетинга и т. д. Все эти многочисленные практические вопросы объединены в нашем учебном плане под рубрикой «Технологии создания и продвижения проектов в сфере изобразительного, музыкального и других видов искусств».
Кроме известных имен, мы также сознательно пригласили в качестве спикеров и лиц программы несколько представителей совсем молодой генерации. Это Евгения Мальцева, директор и основатель Sponsor Consulting, чуть ли не единственной профессиональной консалтинговой структуры в России, занимающейся спонсорством культурных событий. Это Максим Полкунов, коммерческий директор и сооснователь агентства Weekend, одной из ведущих структур на рынке интернет-маркетинга и продвижения массовых мероприятий. Они тоже лица нашей программы наряду с мэтрами. Деятельность их компаний вообще выходит за рамки исключительно культуры, охватывая спорт, благотворительность, события. Эти ребята как раз уже говорят на языке современной культурной индустрии, который фактически является языком бизнес-процедур и бизнес-операций. Этого не надо опасаться: те же опытные руководители Третьяковки и Свердловской филармонии открыто говорят о том, что они управляют государственным музеем и государственной филармонией как бизнесом, как компанией. Было важно получить отзыв Зельфиры Трегуловой, отметившей, что «программа невероятно важна сегодня», что «нигде в России пока, к сожалению, не учат тому, как делать подобные вещи». Планируемый период следующих занятий: с 22 по 27 октября 2018 года. Открывает осеннюю сессию Владимир Урин, генеральный директор Государственного академического Большого театра России. Атолл Суэйнстон-Харрисон, генеральный директор Международной ассоциации артистических менеджеров (IAMA), планируется в качестве одного из гостей.