Ural Music Night, гигантский фестиваль опен-эйр, прошел в Екатеринбурге в ночь с 29 на 30 июня. Афиша, кажется, объяла необъятное: поп, рок, фолк, джаз, классику, оперу и балет.
Впечатлениями об уральском феномене обмениваются Ольга Русанова (ОР) и Евгения Кривицкая (ЕК).
ЕК Второй раз мы посещаем Екатеринбург, чтобы увидеть события фестиваля «Уральская Ночь Музыки». Мне думается, организаторы смогли развить проект по сравнению с прошлым годом, а для старожилов, наверное, изменения заметны еще больше. «Уральская Ночь Музыки» стала намного масштабнее – и не только за счет количества концертов, но и за счет качества. Расширились жанровые и вкусовые рамки, учтены интересы гораздо большего круга потенциальных зрителей и соучастников. Потому что люди, перемещающиеся с площадки на площадку в течение ночи, становятся не просто пассивными наблюдателями, но важной частью события. Были приглашены топовые музыканты: сербский режиссер и шоумен Эмир Кустурица, креативный российский альтист Сергей Полтавский, игравший барокко и электронику, группа «Хейлунг»… Я называю такие «реперные точки». И это нашло отклик: публики на улицах в ночь с 29 на 30 июня собралось в разы больше.
ОР Это уже четвертый фестиваль, и в этом году «Уральская Ночь Музыки» побила свои собственные рекорды. В 2017-м ее посетило 150 тысяч зрителей, а в этом – 200 тысяч; соответственно в прошлый раз участвовало полторы тысячи музыкантов из 20 стран, а сейчас – две тысячи артистов из 24 стран…
ЕК Выступления проходили на 100 площадках. Центр города напоминал улей: люди передвигались от концерта к концерту, стараясь охватить как можно больше событий, ведь везде вход был бесплатным. Только на несколько мероприятий в закрытых залах, заведомо вызывавших повышенный интерес – таких как гастроли группы «Хейлунг» в Драматическом театре, – сделали предварительную регистрацию на сайте uralmusicnight.ru
ОР Цифры невероятные, но дело не в статистике, а в том, что реально происходило на улицах города. Не забудем: это был разгар чемпионата мира по футболу, и во многих городах, где он проходил, вообще не проводили иные крупные мероприятия. А Екатеринбург отважился на такую масштабную акцию, по атмосфере сравнимую с победой нашей сборной в матче футбольного чемпионата. Мероприятия «Уральской Ночи Музыки» начинаются в 5–6 вечера и заканчиваются в 4 утра, со встречей рассвета. «Никто не спит», как пел Калаф, весь город на улице, люди гуляют в состоянии эйфории и ощущении полной безопасности и доверия друг другу. Дошло до того, что, когда Кустурица вышел на сцену около Главпочтамта, ГИБДД пришлось перекрыть автомобильное движение по улице Ленина – главной магистрали города, потому что люди на тротуарах уже не помещались и выплеснулись на проезжую часть. А ведь время было уже за полночь. Энтузиазм екатеринбуржцев удивил: ведь у них только что завершились футбольные матчи, они еще были под впечатлением, но нашлись ведь у них силы опять не спать уже в связи с музыкальным событием. Причем пользовались успехом не только традиционно массовые жанры, как рок, поп, джаз, фолк, но и классика. На площади перед Екатеринбургским театром оперы и балета собралось 15 тысяч зрителей, которые внимали популярным ариям. И пришли отнюдь не оперные фанаты, а вполне обычные горожане, некоторые вообще не бывали в этом театре. Но они взяли с собой маленьких детей и сочли, что классика – это здорово, что тут хорошо. Люди собрались очень симпатичные, зачастую это были обычные прохожие, которые, может быть, и не собирались слушать оперу, но останавливались и вливались в эту толпу, почувствовав тут особую, очень приятную атмосферу.
ЕК В этом году «Уральской Ночи» повезло с погодой: в отличие от прошлого года, когда похолодало, и находиться на улице долго было некомфортно, сейчас стояли теплые летние дни, поэтому открытые площадки «притянули» такое количество народа.
ОР Пожалуй, хотя дело тут не только в температуре. Важно, что погода была красивая – солнце, облака, луна, звезды, все было ярким и в прошлом году, и в этом, во многом это определило успех определенных проектов. Например, показ современных танцев на понтонах (куратор – Лариса Барыкина) – на реке Исеть, в самом центре города. Вот уж проект, который чуть ли не целиком зависел от прогноза – дождь испортил бы зрелище, да и танцевать небезопасно… В прошлом году он прошел шикарно, на фоне заката, ставшего природной декорацией. У меня получились фотографии немыслимой красоты. На нынешнем фестивале было более облачно, но все равно это выглядело эффектно, а потом тучи и вовсе ушли – так что погода явно благоволила к участникам.
Меня поразила логистика – 100 площадок, большая часть из них открытые, и организаторам пришлось решать вопрос: как сделать, чтобы артисты не заглушали друг друга. А с другой стороны, чтобы все находилось в шаговой доступности, чтобы по дороге зрители охватывали как можно больше событий. Что все и старались сделать. Конечно, Главпочтамт, расположенный в здании эпохи конструктивизма, одном из символов города, стал центром притяжения для многих. Тут как раз выступал Кустурица: его выход в 00.00 часов стал своеобразным «новогодним» праздником. Но, как мы уже говорили, и Оперный театр «сорвал аншлаг», и большой сквер за ним, и Дом кино, и Свердловская филармония, которая впервые приняла участие в фестивале и тоже собрала зал. У организаторов тоже был расчет: если бы пошел дождь, то, наверное, в филармонию набилось бы еще больше слушателей – закрытые площадки тоже нужны в таком проекте, нельзя делать только open air.
ЕК К таким традиционным площадкам в этом году присоединились бары, кафе, пабы, где есть своя «клубная» атмосфера, привлекающая определенную публику. В буклете им отведен целый блок: тут выступали рок-группы, джазовые музыканты, работавшие как раз в камерном пространстве. А еще проходили различные внемузыкальные акции, как, скажем, «аллея брадобреев»: в сквере на улице Ленина Barbershop Kontora расставила тридцать парикмахерских кресел, и довольно долго, с шести вечера и до самой темноты мастера бесплатно стригли и причесывали всех желающих.
И упоминание о чемпионате мира очень уместно, потому что, когда слушатели шли стройными рядами на концерт Кустурицы и его «No smoking orchestra» («Некурящий оркестр»), это все напоминало идущих такими же толпами болельщиков в фан-зоны.
ОР Помимо Кустурицы, хочу выделить еще одного хедлайнера, который, правда, не участвовал в концертах со своей знаменитой группой «Чайф», но участвовал тем не менее в фестивале. Это екатеринбургская легенда, человек, который родился, вырос и продолжает жить в городе, кумир нескольких поколений, начиная с 1980- х, – Владимир Шахрин. И сегодня он продолжает оставаться в этом качестве живой легенды, регулярно выступает, не теряет своей актуальности, это такой нестареющий рокмен. К тому же человек симпатичный, интеллигентный, наполненный глубоким содержанием. Во время проведения «Ночи Музыки» он провел экскурсию по реке Исеть в самом центре города, прямо с катера, а заодно презентовал свою книгу, которая является его личным путеводителем по городу, который он знает как свои пять пальцев. Владимир поразил своей эрудицией, памятью, своей личностью – ну совсем не звездная звезда, нормальный человек, который с удовольствием рассказывает о своих бабушках и дедушках, о своем пионерском детстве. Екатеринбуржцы не зря его так обожают, потому что он свой парень, патриот, который действительно любит город и горожан. Это, согласимся, довольно уникальная история. Меня общение с ним растрогало до глубины души. К тому же удалось поговорить с музыкантом наедине, и он рассказал: оказывается, когда Евгений Горенбург, директор фестиваля, предложил ему делать проект вместе, Шахрин не поверил в успех этого мероприятия. Потому что, напомню, все концерты без исключения бесплатны для публики, включая выступления звезд. Он тогда сказал другу: «Этого просто быть не может». Тем не менее все это у организаторов каким-то чудом получается, у фестиваля даже появился грант. Владимир Шахрин искренне восхищается проектом и сожалеет о том, что не поверил в эту идею.
ЕК Если продолжать о хедлайнерах, то нельзя не отметить совершенно фантастическую датскую группу «Хейлунг». В час ночи они собрали полный зал Драматического театра и показали яркое ритуальное шоу, в костюмах викингов. И мне кажется, здорово, что такую группу удалось пригласить на «Ночь Музыки».
ОР Кстати, специально на их выступление приехали группы слушателей из разных городов. «Уральская Ночь Музыки» вообще привлекает туристов. Например, директор по продвижению проекта Алексей Калистратов рассказал, что в столицу Урала едут целыми автобусами – больше всего, конечно, из соседних Челябинска, Перми… Едут и за своими группами (например, пермяки за своим хором «Млада»), и за кумирами, к числу которых бесспорно принадлежит «Хейлунг». Они выступают в жанре world music, в основе которого повторяющиеся очень простые и красивые этномелодии, но с использованием электроники. Все лихо, мастерски аранжировано, так же тщательно отработаны все элементы шоу: звук, свет, дым. Плюс на сцене интригующие атрибуты эпохи викингов: кости, рога, шкуры, мечи, щиты… Картинка из пещерного быта предков более чем эффектна, а все вместе похоже на коллективную медитацию, вводящую почти в транс, под руководством «вождей» – артистов «Хейлунга». Для восприятия этого действа не надо никакой подготовки, все завораживает, волнует и привлекает само собой. Ведь все выразительные средства, включая «квазипещерную» музыку, напрямую обращаются к людям, их органам чувств, к первой сигнальной системе, доставляя несказанное, чисто физическое удовольствие. Люди сидели, буквально пригвожденные к креслам, не в силах оторваться от музыкального таинства, чувствуя себя избранными. Действительно, в этом шоу все гармонично срослось, я «снимаю» перед участниками группы шляпу – как перед музыкантами, артистами, шоуменами, – здесь все профессионально и тщательно сделано, мелочей нет. Кстати, это шоу они возят по миру, его можно увидеть и в интернете, и я советую это непременно сделать!
ЕК Если у «Хейлунг» было и впрямь все хорошо, в том числе со звуком, то у других тут не обошлось без проблем. Например, мы присутствовали на выступлении башкирских артистов Азата Аиткулова, исполнителя на национальном духовом инструменте – курае, и Владислава Муртазина, известного своим проектом «передвижной орган». Он возит в автофургоне специально сконструированный электронный орган, который благодаря закаченным семплам способен воспроизводить тембры исторических европейских органов. И вот им по каким-то причинам звуковики не смогли отстроить звук. Обидно, потому что играли музыканты великолепно, курай с органом создавали интересное слияние, хотя, на первый взгляд, ансамблевое сочетание необычное, но, как оказалось, весьма гармоничное. Но все испортили звуковики или, возможно, аппаратура…
ОР Шел, что называется, «зашкал», перегруз, отчего слушать было некомфортно. Но под конец хочу напомнить, что в следующем году – первый юбилей «Уральской Ночи Музыки»: пятилетие. Я хочу пожелать организаторам держать марку. И не то чтобы бить рекорды: в следующем году 250 тысяч зрителей, дальше больше… Не в этом дело. Главное – сохранить вот эту потрясающую атмосферу в городе, потому что это на самом деле очень атмосферная история. Все как на горнолыжном курорте, когда всем хорошо, все счастливы, тогда все готовы уступить друг другу место, пропустить друг друга, помочь… Не наступать на ноги, не нервничать, не хамить. «Уральская Ночь Музыки», я считаю, серьезный социальный проект, когда организаторы улучшают настроение в городе, делают людей более открытыми, добрыми. Пусть на один день, но это запомнится надолго, и это запомнится детям.