Памяти Клаудио Аббадо (к десятилетию со дня кончины прославленного итальянского дирижера) маэстро Антонио Паппано, оркестр и хор Национальной Академии Санта-Чечилия (хормейстер — Андреа Секки) посвятили исполнение Реквиема Верди. К этой партитуре Аббадо неоднократно возвращался в своих концертах с разными оркестрами мира.
Аббадо, большой мастер, укрепивший престиж итальянской дирижерской школы, неоднократно выступал в Национальной Академии с разными коллективами, включая Берлинский филармонический, Люцернский фестивальный, Молодежный оркестр имени Густава Малера, Малеровский камерный оркестр, оркестр Моцарта. Сэр Антонио Паппано, младший коллега Аббадо, восемнадцать лет возглавлял римский оркестр и сохранил за собой должность «почетного» дирижера.
«Я горжусь тем, что могу посвятить эти концерты памяти Клаудио Аббадо, итальянца с неординарным талантом, – заявил Паппано на встрече с журналистами. – Это был музыкант-мечтатель, он создал новые оркестры и много работал с молодежью. Клаудио – великий артист, которым мы должны гордиться. Я познакомился с ним ближе к концу его жизни, и близость к Санта-Чечилии и ее музыкантам стала мне несомненным подарком».
Выбор солистов для исполнения заупокойной мессы Верди выглядел удачно: восхитительная южноафриканская сопрано Масабане Сесилия Рангванаша, обладательница премии «Певец мира» (Кардифф, 2021), лучезарная меццо-сопрано из Латвии Элина Гаранча, тенор Сок Чжон Бэк из Южной Кореи и грузинский бас Георгий Маношвили. Оркестр и хор Национальной Академии Санта-Чечилия порадовали многоплановостью и фантастической культурой звучания. И в этом несомненная заслуга Антонио Паппано. Реквием Верди – одна из тех монументальных партитур, которая сближает литургическую традицию с оперной театральной эстетикой. Будто из недр земных на фоне затаенного шороха струнных рождалась музыкальная Вселенная сочинения. Паппано удалось достичь немыслимых оттенков в звучании оркестра и хора, соблюсти идеальный баланс и мастерски выстроить архитектонику цикла. Молитвенно-созерцательному звучанию струнных в Requiem («Вечный покой») контрастировала самая пронзительная часть – Dies irae с ее устрашающе гневными репликами духовых и ударных, символизирующих картины Страшного суда. Верди затрагивает все струны звукового воображения с помощью мощных оркестровых эффектов и голосов. На таких противопоставлениях выстроена драматургия сочинения. Паппано оживил творчество Верди множеством захватывающих контрастов, принимая во внимание монументальность и драматическое напряжение, которые вызывает Реквием, и которые в зале таких огромных размеров должны быть откалиброваны с вниманием и утонченностью.
Инфернальное звучание Хора Академии Санта-Чечилия дополнялось пением блистательного квартета солистов. Рангванаша выделила матово-темный тембр своего голоса, который усилил драматическое содержание партии сопрано. Финальное песнопение Libera Me Рангванаша спела от шепота к апокалиптическим мольбам с таким эмоциональным воздействием, что приблизило вердиевский пассион к драмам Шекспира. Партия меццо-сопрано, написанная изначально для одной из фавориток Верди, Марии Вальдман, в Санта-Чечилии была доверена латвийской меццо-сопрано Элине Гаранча – певице с прекрасными вокальными данными. Ее подача материала была властной и захватывающей. Кореец Сок Чжон Бэк и грузинский бас Георгий Маношвили звучали лирически поэтично и убедительно, однако оба оказывались скорее ошеломлены, чем подавлены стихией вердиевских страстей, разразившихся вокруг них.
Исполнение Реквиема было встречено громкими овациями публики. Солистов и Антонио Паппано несколько раз вызывали на поклоны, что свидетельствует об особом уважении римских зрителей к исполнителям и дирижеру. Антонио навсегда оставил в Риме благодарную память в сердцах многочисленной аудитории, которая с нетерпением будет ждать новых встреч с искусством этого мастера.