Островок безопасности События

Островок безопасности

В галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» прошел первый актерский интенсив театра «НИТЬ»

История нового инструментального театра («НИТЬ»), резидента галереи «ГРАУНД Солянка», берет начало 29 ноября 2021 года, когда была показана премьера пьесы Александры Кобриной «Сны Шванкмайера». Официальное же открытие «НИТЬ» состоялось в январе 2023 года. Проект наследует лучшим образцам европейского инструментального театра (Маурисио Кагель, Жорж Апергис), но смещает фокус внимания с инструментов на исполнителей. Автор проекта – виолончелистка, композитор Александра Кобрина, она же выступает режиссером всех постановок. На сегодняшний день их четыре: «Ритуал» и «Малая нить» (26 января 2023 года), «Счастливый принц» (22 марта 2023-го), «Ростки джунглей» (9 февраля 2024-го).

Новому спектаклю предшествовал первый в жизни театра «НИТЬ» актерский интенсив для молодых музыкантов (5-9 февраля). Одной из основ интенсива стал четырехдневный тренинг «В центре внимания», который вела театральный режиссер, педагог Ася Мирза, работавшая со многими труппами, включая европейские. Во вступительном слове к «Росткам джунглей» она отметила: «Обычно актерский тренинг направлен на внимание, воображение и эмоцию – возможность все это выразить. Когда мы подняли тот огромный пласт эмоций, который есть у молодых музыкантов, мы поняли, что далеко не все успеем за четыре дня, и никто бы не успел. Мы бережно обошлись с этим пластом. Дальше музыканты могут распоряжаться им по своему усмотрению. Я уважаю любой выбор».

«Никакой театр не может существовать без тренингов, это постоянная составляющая жизни актеров, необходимая база», – подчеркивает Александра Кобрина. Прежние постановки готовились ею на доверии знакомым талантливым музыкантам, процесс репетиций был прерывистым. Интенсив же позволил упорядочить эту подготовительную историю, уложить ее в пять дней. В первой половине дня был тренинг (развивающий умение разделять мысль и чувство), затем, после перерыва, репетиция. Итоговый результат получился очень высоким.

Разумеется, речь не идет о психологическом тренинге или тренинге личностного роста (есть лишь элементы проработки), скорее это попытка высвободить музыкантов в выбранной ими профессии, избавить их от внутренних «грузов», нередко мешающих в исполнительской практике, вызывающих в том числе телесные зажимы. Дать музыкантам возможность чувствовать себя свободными на сцене, открываться авторскому замыслу (а не утопать в собственных переживаниях). Помочь им и в привычной концертной деятельности.

Всего на участие в интенсиве было прислано около сорока заявок – музыканты (до 35 лет) отправляли свои биографии и видео. По словам Александры Кобриной, выбор был непростым. Остановились на восьмерых претендентах: это Олеся Суворкина (скрипка), Дарья Мальцева (альт), Софья Гончарова (труба), Ксения Мельник (кларнет), Олеся Колотыгина (саксофон), Елизавета Тананыкина (гобой), Елизавета Ленкина (флейта), Валерия Долгушина (фортепиано). Удалось соблюсти баланс: половина музыкантов была организаторам интенсива хорошо известна, с другой они встретились впервые. Последнее особенно важно для структуры тренинга: люди не «цепляли» друг друга своими внутренними историями.

 

В основе новой постановки «Ростки джунглей» – фрагменты рассказов Редьярда Киплинга о Маугли. Режиссер намеренно взяла наименее известные отрывки (исключением стала лишь история с принятием человеческого детеныша в волчью стаю). В пьесе три части, пять сцен. Между частями – затемнение. Первая часть – о потерянном рае: когда-то, давным-давно, животные не были разделены на хищников и травоядных, жили в мире, и вдруг в один момент этот рай был нарушен – тигром, которому до этого была дана власть. Во второй части показаны две истории: когда слоны яростно разметали деревню, уничтожив всех ее жителей (у Киплинга: «Мои бивни стали красными от крови в тот день»), и вторая история, когда джунгли просто изгнали людей, со временем поглотив деревню. Третья часть пьесы – история принятия, когда Маугли играет на Скале Совета с другими волчатами, а параллельно решается его судьба. В конце концов, его берут в Стаю. Звери довольны тем, что они приняли решение. Но каким было это решение? И что будет дальше?

Роли были распределены безошибочно. Тигром стала Дарья Мальцева, сумевшая ухватить и походку, и характерные интонации своего героя, переданные альтом; Слоном – исполнительница на трубе Софья Гончарова; Медведем – гобоистка Елизавета Тананыкина, стопроцентно передавшая неуклюжесть персонажа и вместе с тем определенность его высказывания. Блестяще справилась с ролью Пантеры пианистка Валерия Долгушина. Все участники выложились максимально, некоторые сыграли несколько ролей.

Отдельного упоминания заслуживает музыкальная составляющая. Александра Кобрина рассказывала, что сначала ею долго вынашивается замысел постановки, затем быстро пишется сценарий и только потом – музыка. Но эта музыка совсем не производит впечатления прикладной. Важный момент: блистательно владея как виолончелистка всеми современными приемами звукоизвлечения, досконально зная многие сложнейшие партитуры, как композитор она будто бы сознательно избегает исполнительских трудностей. Пишущаяся в разных стилях, эта музыка тональна и, можно сказать, незамысловата. «Неисчерпаемость простых средств безусловна. Если мы можем красивой мелодией выразить какую-то мысль и чувство, то это лучше, чем выразить их сложными средствами. Это для меня. Я понимаю, что многие думают иначе», – считает композитор. Плюс ко всему в «Ростках джунглей» практически нет прописанной музыки, по большей части это импровизация, которая закрепилась за время репетиций.

О чем эта постановка? О милосердии, но, что еще важнее, о принятии. «Любой человек нуждается в принятии. Что бы он ни совершил в жизни. Мы в этом желании, чтобы нас приняли, не пытаемся принять других. Вот что опасно. Как только мы начнем по-настоящему принимать других – и нас примут», – считает Александра Кобрина.

А еще эта постановка, да и в целом интенсив – о необходимости, именно сейчас, выстраивать безопасные неагрессивные пространства для умных и творческих людей. Такие островки безопасности, где было бы спокойно и хорошо. В данном случае все получилось.