Магия русской музыки События

Магия русской музыки

Академический симфонический оркестр Московской филармонии исполнил шедевры русских композиторов

«Тамара» Милия Балакирева, с которой начался концерт в Московской консерватории, сочинение известное, правда ныне редко звучащее, как сказал дирижер Юрий Симонов.

Для нас эту симфоническую поэму заслонила собой сюита «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова, появившаяся шестью годами позже «Тамары», однако параллели между ними проводят довольно часто. Балакирев посвятил произведение Ференцу Листу, который с огромным успехом исполнял его в Европе. Особенное признание «Тамара» получила у французов. И это объяснимо: произведение больше ориентировано на традиции европейского симфонизма Берлиоза и самого Листа. Оркестровое письмо «Тамары», ее интересные тембровые находки предвосхищают французский импрессионизм (сам Клод Дебюсси особо выделял это сочинение из всей русской музыки).

Юрий Симонов на концерте представил собственную интерпретацию в утонченном, несколько рафинированном стиле (совсем не в «кучкистском», как было, например, у Светланова). Маэстро не позволил себе утяжелять звучность оркестра или давать сногсшибательно скоростные темпы в оргиастической пляске, помещенной в середине произведения. Наоборот, он предельно облегчил звукопись «Тамары», придав произведению неожиданную грациозность и изысканность. Симонов усилил пейзажность поэмы, сделав соответствующие акценты: ключевыми моментами стали начальный и вступительный эпизоды, изображающие красоты кавказской природы, тогда как пляска-оргия получилась чувственной, но не слишком броской. Она вызвала в памяти изящные полотна французских художников-ориенталистов XIX века.

Неразрывно связано с Балакиревым еще одно произведение в программе концерта – «Манфред» Чайковского. Как известно, идею написать сочинение на этот сюжет Петру Ильичу подал именно Милий Алексеевич. Он предложил композитору уже готовую программу и поделился некоторыми соображениями по оркестровке «Манфреда». Чайковский воспользовался отчасти некоторыми его идеями, но многое поменял, ориентируясь на собственное творческое кредо. Отношение Петра Ильича к «Манфреду» менялось – то он писал, что это его «лучшее симфоническое сочинение», то собирался сохранить только первую часть, превратив ее в симфоническую поэму, а все остальное уничтожить. Неоднократно различными музыковедами была высказана мысль, что «Манфред» по своей целостности и художественному уровню (кроме первой части) уступает другим симфоническим сочинениям Чайковского, что в нем композитор использует много музыкальных шаблонов, взятых от его западных коллег – Берлиоза и Листа.

Действительно, это сочинение, наверное, одно из самых «европейских» у автора. И хотя яркий почерк Чайковского в первой картине моментально узнается, но последующие части выглядят несколько блекло в сравнении с ней и существуют как бы автономно друг от друга. Что Скерцо, что Пастораль написаны очень эффектно и виртуозно с точки зрения оркестрового письма, но на них словно лежит печать отрешенности и холодности. В четвертой картине сцена адской оргии вызывает воспоминания о шабаше нечистой силы «Фантастической симфонии» Берлиоза – не только образно, но и музыкально. Просветленный финал («Прощение Манфреда») с величественным звучанием органа выглядит слишком уж нарочито для Петра Ильича – он смотрелся бы уместно, к примеру, у Гуно, Листа или того же Берлиоза, но не у Чайковского, в его вечном противостоянии фатуму и вечной борьбе с самим собой.

Собрать воедино разрозненные части «Манфреда» – непростой труд, для этого нужен маститый дирижер-творец. Как раз таким и является Юрий Симонов. Он сумел придать сочинению единство, максимально вычленив во всех частях тему Манфреда, ни разу не сбавив ее эмоционально-трагический градус. И даже в отрешенных от основной идеи фантастических (2 картина), пейзажных зарисовках (3 картина) суть, единая линия произведения не терялись. Драма романтической личности героя у Симонова разрослась до вселенских масштабов. Земное существование персонажа, которое его так угнетало, в этой интерпретации не разрешилось, и его душа не обрела покой. Даже вмешательство высших сил, даровавших ему прощение, не сумело укротить бунтарский, неистовый характер Манфреда, прервать его вечное одиночество.

В программе также прозвучал Скрипичный концерт Александра Глазунова. И если оркестр демонстрировал все оттенки чувств, заложенных в музыке композитора, впечатляя трогательным лиризмом и восторженной упоенностью, то у солистки Елены Таросян с эмоциями были явно проблемы. Технически она действительно все озвучила ровно и вполне убедительно, но ей явно не хватило искры вдохновения и ментальной одухотворенности. Сдержанность и сухость Глазунову явно не к лицу – его музыка достойна гораздо более богатой эмоциональной палитры.

Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества