Александр Сладковский: Ценю в людях не только талант, но и способность созидать Персона

Александр Сладковский: Ценю в людях не только талант, но и способность созидать

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан вместе со своим руководителем Александром Сладковским выступит в Москве, Санкт-Петербурге и Перми. Солист в этом турне – Денис Мацуев, и тандем двух ярких личностей обещает нетривиальные художественные решения. О программах, которые прозвучат в этих городах, о грядущем сотрудничестве с musicAeterna и творческих планах до конца сезона Александр Сладковский (АС) рассказал главному редактору «Музыкальной жизни» Евгении Кривицкой (ЕК).


ЕК Александр Витальевич, в «Зарядье» в Москве и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии вы исполните Второй концерт Прокофьева и «Фантастическую симфонию» Берлиоза – две, как мне представляется, полярные партитуры.

АС А вот для меня это близкие по духу сочинения. Второй Прокофьева и «Фантастическая симфония» – по содержанию и по масштабу ужаса, который есть в них. Конечно, это композиторы разных стилей и разных эпох, но, по сути, они во многом перекликаются. И в «Зарядье» эту программу приняли с энтузиазмом, и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, к чему я с особым трепетом отношусь. Я тут подсчитал, что я там выступал семнадцать лет тому назад. В ноябре 2007 года я дирижировал Академическим симфоническим оркестром филармонии, а с Заслуженным коллективом я последний раз сотрудничал лет двадцать назад. И для меня это особые ощущения, возвращение в альма-матер – зал, в котором я рос как дирижер, здесь проходил Конкурс имени Прокофьева, я слушал там выступления многих дирижеров. И вроде бы бояться пора перестать, но все равно есть внутренний трепет по поводу того, что я, спустя столько лет, вернусь в эти легендарные стены.

ЕК Знаю, что есть планы продирижировать Заслуженным коллективом.

АС У меня есть связь с этим оркестром, многолетняя любовь, там работают некоторые музыканты, которые одновременно со мной делали первые шаги и постигали секреты игры в оркестре, а теперь занимают там ведущие позиции. Заслуженный коллектив – очень близкий мне коллектив, и не скрою, что выступить с этим выдающимся оркестром мне было бы очень интересно.

Александр Сладковский на фестивале «Денис Мацуев у друзей»

ЕК Смотрела в интернете, что и в Москве, и в Петербурге билеты все раскуплены.

АС Это неудивительно, ведь с нами такой солист – на Мацуева не бывает непроданных залов. Но какая-то часть публики, льщу себя надеждой, интересуется, что такое Госоркестр Татарстана – пару лет назад мы приезжали в Капеллу, но в филармонии коллектив еще не выступал.

ЕК А что услышат пермяки?

АС В Пермь мы едем на фестиваль Дениса Мацуева, где выступим в обновленном Большом зале Пермской филармонии. Я предвкушаю, как все будет здорово звучать, ведь там специально улучшали акустику. Готовим две большие программы с солистами, в числе которых Ильдар Абдразаков, Павел Милюков, Борислав Струлёв, Джордж Харлионо, с которым мы познакомились на Первом конкурсе Grand Piano Competition, где он стал победителем.

Александр Сладковский и Денис Мацуев

ЕК Что вы можете сказать про ваш творческий тандем с Денисом Мацуевым? Это ведь особенный солист – какую энергетику он вам транслирует?

АС Мы подсчитали, что с Денисом познакомились ровно двадцать пять лет назад – как раз в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в мае 1999 года. Он закрывал сезон с Заслуженным коллективом, а я, как новоиспеченный лауреат конкурса Прокофьева, имел возможность ходить свободно на все концерты, которые меня интересовали. И пришел послушать Дениса, зная о его победе на Международном конкурсе имени Чайковского за год до этого. Так что у нас юбилей, и эти четверть века вылились в удивительную историю, а мимолетное знакомство переродилось в крепкую дружбу. По-человечески и по-музыкантски он мне невероятно близок, и за эти годы мы переиграли более сорока концертов для фортепиано с оркестром. На фестивале «Денис Мацуев у друзей» в Казани мы обыгрывали только выученные им сочинения, как, к примеру, Второй концерт Прокофьева, Второй Брамса. Четвертый Рахманинова тоже был нашей общей премьерой. Это не просто добрые отношения, воспоминания – мы вместе всю Россию объехали, потому что Денис часто нас приглашает на огромное количество фестивалей, которые он проводит в разных регионах. И были знаковые зарубежные гастроли, в том числе недавняя поездка в Китай. Денис Мацуев – особая страница в моей жизни, и наше содружество меня продолжает вдохновлять. При этом я всегда творчески волнуюсь и переживаю, стремясь максимально раскрыть его замысел, чтобы нам быть полноценными партнерами на сцене.

ЕК В мае грядет ваш дебют с оркестром musicAeterna. Расскажите об этом проекте, который многих заинтриговал.

АС С Теодором Курентзисом мы знакомы еще дольше, чем с Денисом, с 1996 года, когда учились в Петербургской консерватории. Я все время наблюдал, как развивается Теодор, восхищался его невероятной творческой амбициозностью, масштабом дарования. И вообще, очень ценю в людях, особенно в художниках, не только талант, но и способность созидать. Есть дирижеры, которые делают карьеру, заняв пост в каком-то хорошем оркестре и продолжая его традиции, просто вписываясь в них. А есть те, кто создают все практически на ровном месте. Мне именно это близко, и я вижу, что Теодор пошел именно по такому пути, сформировав институцию, которая известна во всем мире. Перед его талантом музыкантским и созидательным снимаю шляпу, поскольку по себе знаю, как это все сложно. Я благодарен Теодору за приглашение выступить с его уже легендарным оркестром, и мечтаю, чтобы он приехал и поработал с Госоркестром Татарстана. Когда мы это все обсуждали, я сразу озвучил свое приглашение. Конечно, все наши музыканты знают, кто такой Курентзис и его настоящую цену, и будет очень интересно, если он приедет и встанет за пульт моего коллектива в Казани.

А по программе (исходя из состава оркестра, из особенностей зала – это будет родная для меня Капелла Санкт-Петербурга) решил взять Восьмую симфонию Дворжака, которую нечасто играют, и его же Виолончельный концерт.

ЕК Помнится, что вслед за этим был план начать запись всех симфоний Малера в июне. Так и будет?

АС Да, начинаем с Четвертой симфонии, где с нами будет петь Альбина Шагимуратова. А весь проект рассчитан минимум на три года. Но еще в июне мы запишем с Сергеем Давыдченко пять концертов Прокофьева. Между сессиями я приму участие в конкурсе Grand Piano Competition, так что график на начало лета очень насыщенный.

Альбина Шагимуратова и Александр Сладковский

ЕК Знаю, что весной выйдут первые пластинки с симфониями Бетховена. Вы решительно взяли курс на винил?

АС Сейчас выходит Третья симфония, в мае – Пятая, потом Восьмая и так далее. Напомню, что мы записали все симфонии Бетховена по заказу Sony Classical, но не успели выпустить. А что касается курса на винил, то это отнюдь не дань моде на винтаж. Пластинка создает другое акустическое пространство, намного более объемное, а потрескивание иглы добавляет лично для меня какой-то уютности, напоминая о камине, дровах, тепле.

ЕК Интересно, а с какой симфонии началось ваше открытие бетховенского наследия в этом жанре?

АС Это произошло не в концертном зале, а… в кино. Учась в Москве, я каким-то чудом попал на показ американского фильма «Фрэнсис», и до сих пор помню, какое ошеломительное впечатление произвела медленная часть Седьмой симфонии Бетховена, которую использовал режиссер Грэм Клиффорд. Это знаменитое остинато в вариациях пробудило во мне предметный интерес к этой музыке. А потом уже в Петербургской консерватории нас учили строго по системе: все симфонии Бетховена, Чайковского – надо было знать их наизусть. Так делали и Илья Мусин, и его ученик Владислав Чернушенко – мой учитель. И создавая заново Татарстанский оркестр, я понимал, что без Бетховена как фундамента не построишь здания. Так что естественно, что мы записали и всего Бетховена, и всего Чайковского. В 2025 году отмечу шестидесятилетие, а в 2026-м – такая же дата у нашего оркестра: у нас все синхронно. Так что я сейчас занят тем, чтобы успеть воплотить все задуманное к юбилеям, живу во имя высоких целей. Счастлив, что все дирижеры и солисты, выступающие с ГАСО РТ, высоко отзываются о нем, что всем приятно приезжать в Казань, что мы сумели создать удивительно творческую атмосферу.

Айдар Багаутдинов и Александр Сладковский на концерте «Солисты ГАСО РТ приглашают»

ЕК Кстати, о творчестве. В этом сезоне у вас начался цикл программ «Солисты ГАСО РТ приглашают» – в чем его идея?

АС Когда мы четырнадцать лет назад начинали наш совместный путь, смешно было думать, чтобы оркестранты выступали как солисты. Это не имело никакого смысла, но сейчас ребята настолько выросли, оперились, что я решил, что правильно с точки зрения дальнейшего их развития дать им такую возможность. В Казани Госоркестр – это безукоризненный бренд, так что эти концерты сразу получили признание, хорошо продаются и посещаемы слушателями наравне с концертами гастролеров. Ребята придумывают уникальные программы, и я сам только что принял участие в этом проекте. Айдар Багаутдинов, концертмейстер группы альтов, солировал в «Гарольде в Италии» Берлиоза, а во втором отделении мы как раз сыграли «Фантастическую симфонию» – совершенно новаторскую, революционную партитуру. Мне давно хотелось ее сыграть. Я тут вспоминал, как Неэме Ярви репетировал «Фантастическую симфонию» в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в 1999 году, а я с балкона жадно впитывал и мечтал, как когда-нибудь сам буду тут дирижировать эту музыку, и спустя двадцать пять лет мечта сбылась.