События

Казань – Москва, далее везде

В российской столице состоялся юбилейный вечер композитора Рашида Калимуллина

Казань – Москва, далее везде

В Большом зале Московской консерватории прошел творческий вечер народного артиста России и Татарстана Рашида Калимуллина, посвященный его 60-летию. Но о пафосной цифре забываешь, глядя на удивительно молодое лицо композитора, а главное – слушая его полную свежих красок и яркого восприятия жизни музыку.

Слова о молодом облике – не дежурный комплимент. Знаю Рашида действительно с его юных лет. Принесший свои первые самостоятельные сочинения в Союз композиторов страны, автор из Казани сразу привлек свежестью музыкального языка, органическим сочетанием современности и укорененности в национальной интонационной среде.

С тех пор прошло более тридцати лет. Рашидом Фагимовичем написаны 7 симфоний, 13 инструментальных концертов, опера, балет, множество песен, камерных произведений. Он вошел в число ведущих композиторов Татарстана и всей России. Но, нарастив мастерство и авторитет, ничуть не утерял своей природной эмоциональной непосредственности. Доказательство тому – первое же сочинение нынешней программы, сыгранной в Большом зале Московской консерватории Симфоническим оркестром радио «Орфей», за пульт которого в этот раз встал московский дирижер Василий Валитов.

В триптихе «Здравствуй, Москва» ухвачено то, что чувствует человек, глядя утром на кремлевские купола и башни. Эти слова самого композитора привели нам ведущие, радиокомментатор Самира Латып и певец Аскар Абдразаков. Но они могли этого и не делать: полная света и гармонии партитура действительно словно поднимает тебя на высоту птичьего полета, ты слышишь и даже видишь стремительное движение поезда, бегущего от татарской столицы к русской, переполняешься радостным звоном московских колоколов, который будто шагает за тобой от площади к площади.

Следующая композиция дала представление о самых недавних творческих поисках Калимуллина. Тут организаторы концерта словно услышали критику, содержавшуюся в моей прошлой статье о весеннем концерте фестиваля СК России – тогда я посетовал, что из всего корпуса партитур активно работающего мастера устроители выбрали, бесспорно, достойную, но изрядно давнюю. Теперь же нас познакомили с фрагментами из балета «Белый лебедь» по известному роману Виктора Добросоцкого, над которым  Рашид Фагимович еще работает, но уже законченные номера оформил в сюиту «Симфонические танцы». Тревожные ритмы сочетаются здесь с проникновенной лирической мелодикой, а им на смену приходит пульс танго – излюбленный музыкальный образ, к которому композитор возвращается и в других своих произведениях. Не обошлось, мне кажется, и без влияний таких разных, но сходных в стремлении к одному – новой простоте – композиторов, как Филип Гласс и Георгий Свиридов. Что никак не исказило «калимуллинского» лица этой музыки, узнаваемого благодаря ее прозрачности (даже в туттийных эпизодах) и зримой образности.

Новое сочинение – и Скрипичный концерт, мировая премьера которого состоялась на недавнем юбилейном вечере композитора в Казани. Одна из его идей, утверждает Калимуллин, – слияние мотивов восточной и западной культур. В самом деле,  как, слыша резкие трубные мотивы, не припомнить «Шехеразаду» Римского-Корсакова, конкретно – ее вторую часть «Рассказ царевича Календера», где уже проторен этот путь соединения интонационности Востока и европейской музыкальной формы. Но лично для меня ценнее мелодическое начало, которое содержится в партии скрипки (исполненной Гайком Казазяном) и оттенено переборами рояля на манер эпической баллады. Ну и, конечно, непременные для Калимуллина остро ритмованные эпизоды, в которых он словно продолжает свое балетное творчество.

Представляя музыку такого одаренного мелодиста, как Калимуллин, невозможно обойтись без вокальных жанров – жаль, что рамки концерта позволили включить только одну его песню, зато это очень популярная в Татарстане вещь «Когда же встретимся мы». Естественно, ее исполнение поручили Аскару Абдразакову – было бы странно, если б знаменитого баса задействовали в этот вечер только как ведущего. Перед тем мы услышали и удивительную историю, как это произведение почему-то забраковали на худсовете радио, спас же его замечательный оперный певец Хайдар Бигичев, чьей визитной карточкой оно стало. Слушая эту простую и теплую мелодию, трудно понять, что «крамольного» можно было в ней усмотреть.

Дальше нас познакомили с еще двумя инструментальными концертами. Саксофоновый – одно из свидетельств неравнодушия Калимуллина к духовым: он ведь и сам по первой музыкальной специальности кларнетист. Хотя, отдадим справедливость, играет и на рояле, и на аккордеоне, и на ударных, и даже на редкостном австралийском инструменте диджериду, который тоже есть в его богатой домашней коллекции. От саксофоновой музыки естественно ожидать иронических синкоп и джазовых ассоциаций, и мы находим их здесь, особенно в своеобразном татарском буги-вуги из финала. Но еще более привлекательной стала, по крайней мере, для меня, «ночная» лирика второй части, а женственную мягкость этой колыбельной подчеркнула своей манерой игры солистка Мария Беговатова.

Что до Фортепианного концерта, то он в исполнении известного мастера Федора Амирова превратился в настоящий музыкальный спектакль. Начинаемое таинственными хрустальными звонами-капелью, музыкальное действо постепенно активизируется, переходит в синкопированное скерцо-токкату, которое «выносит» на своем гребне чудесную сольную тему… Таинственная каденция, неожиданно зычные реплики «оппонента» рояля – аккордеона, сложное сплетение-столкновение всех этих разнообразных музыкальных фигур, приводящее к широкой патетической кантилене тутти, – таково это почти зримое звуковое представление, увлекательность которого подчеркивается провокативным «хипповым» имиджем солиста.

Ну и, конечно, дело не могло обойтись без самого, наверное, репертуарного оркестрового произведения Калимуллина – тех самых «Симфонических фресок» из оперы «Крик кукушки», которые, как я писал, уже исполнялись весной в Москве. Знает их и публика Лондона, Флоренции, Рима, Лейпцига, Боготы… Продолжая традиции прежде всего Прокофьева и Стравинского, эта музыка сочетает в себе пейзажность, контрасты лирики и драматичных фрагментов, тембровую красочность и широкий мелодизм, что принесло ей успех во всем мире, и Москва вновь не стала исключением.

«Спасибо всем, кто делал сегодняшний концерт, кто пришел на него, кто любит музыку. Я тоже ее люблю», – в простоте этого признания композитора, сделанного в заключение со сцены, ни капли рисовки. Таков и есть Рашид Калимуллин – композитор с сознанием, открытым новейшим течениям творчества, и душой, распахнутой навстречу самой широкой аудитории.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»