В одном из строящихся районов столицы есть культурное пространство, в котором проходят концерты, лекции, кинопоказы. Посреди большого, наполненного суетой города, находится Île Thélème – галерея, словно окутанная атмосферой загадочности и таинственности. Найти ее без предварительной подготовки невозможно, нужны гугл-карты, а если найдешь, то нужно сказать тайное кодовое слово «Я в галерею» – и тебя сразу пропустят. И окажешься в полумраке, в котором тебя встретят разве что звуки музыки. По своему «вайбу» Île Thélème сразу же напоминает ночные концерты в Пермской художественной галерее на Дягилевском фестивале – те же картины, свечи, элитарная публика, единственное, здесь не пахнет ладаном. Несмотря на свою подчеркнутую богемность и светскость – после концертов иногда угощают бокалом вина, пуншем и другими вкусностями – галерея старается привлечь самую разную аудиторию, предлагая широкий спектр программ от барокко до авангарда.
Один из таких концептуальных концертов с поэтическим названием Angéliques Sous La Pluie на днях представили трио музыкантов – Наталья Соколовская (фортепиано), Оксана Сидягина (арфа) и Юра Гинзбург (кларнет, электроника). В «обычной жизни» это успешные концертирующие артисты, не ограничивающие свой репертуар какими-то стилистическими рамками. В галерее Île Thélème исполнители продемонстрировали то, как может вступать в диалог с современностью французская музыка прошлых столетий, как неожиданно ее можно интерпретировать. Пьесы Франсуа Куперена, написанные для клавесина, здесь прозвучали в переложении для кларнета и арфы (версия Тревора Вая). И это было довольно необычно: фактически «механизированные» однотипные мелодии, усеянные мордентами и другими украшениями, приобрели некий романтический оттенок, подчеркнуто лирический характер. Причем нельзя сказать, что арфа служила аккомпанементом кларнету: Оксана Сидягина уверенно вела свою линию, а Юра Гинзбург (он же Георгий Мансуров, бывший солист musicAeterna) отвечал ей не менее выразительно.
Показать свое сольное мастерство Оксане Сидягиной, преподавателю консерватории имени Рахманинова в Париже, удалось в «Балладе» Жака Франсуа Антуана Ибера. Тонкие звуковые переливы, чарующий тембр арфы в атмосфере полумрака среди неподвижно сидящих слушателей – все это погружало в какое-то сказочное, далекое от действительности состояние, из которого не хотелось возвращаться. Перед исполнением Первой сонаты Франсуа Девьена (откровенно классицистской по тематизму и форме) Юра Гинзбург долго рассказывал об особенностях кларнета in C – редкого строя, в котором Девьен указал играть: о том, что по звучанию инструмент похож на блокфлейту и что там очень маленькая мензура. В дуэте с роялем (Наталья Соколовская) тембр кларнета действительно как будто преобразился, «запел» другим голосом, и даже досадные искажения микрофонов, установленных по периметру пространства, не помешали насладиться этим чувственным диалогом. Вишенкой на изысканном французском пирожном стала пьеса Юры Гинзбурга для арфы и электроники (сам автор признался, что закончил ее буквально накануне) Angéliques Sous La Pluie. Именно так называется нежный и мягкий аромат туалетной воды парфюмерного бренда Frederic Malle, на создание которого парфюмера Жан-Клода Эллена вдохновил легкий и едва уловимый аромат ангелики после дождя. Ноты мускуса и кедра, призрачно витавшие в воздухе, переплетались с реальными звуками акустического инструмента и электронных призвуков – и даже стало грустно, что приходится сказать au revoir этому удивительному вечеру.