Триста лет спустя События

Триста лет спустя

Василиса Бержанская выступила с оркестром Musica Viva

Картина французского портретиста Андре Буи «Встреча музыкантов» открывает буклет концерта, посвященного редко исполняемой музыке Иоганна Себастьяна Баха и двух его сыновей – Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануила. Репетиция барочных музыкантов была зафиксирована художником в 1710 году: парики, камзолы, виола да гамба. Сейчас к тому историческому периоду регулярно обращаются многие зарубежные и российские исполнители, этот репертуар востребован у публики. К проблеме аутентичной интерпретации музыки, написанной условных триста лет назад, все относятся по-разному. Например, Камерный оркестр Musica Viva к аутентизму последовательно не стремится. Его главный дирижер Александр Рудин считает, что «людям важна “живость” и актуальность этой музыки, чтобы с нее была стерта всякая пыль». Очередной вечер в Московской филармонии подтвердил рациональность такого метода.

Программа концерта – уже сам по себе инфоповод для внимания прессы, не говоря уже о том, что главной героиней вечера стала Василиса Бержанская, еще недавно студентка Гнесинки и артистка Молодежной оперной программы Большого театра, а сейчас звезда мировой оперы с ангажементами в лучших театрах мира.

В первом отделении короткая Симфония для струнных фа мажор Вильгельма Фридемана могла бы выполнить функцию пролога к кантате отца, но экспериментальное свойство музыки определяет ее ценность на совершенно другом уровне. Музыканты оркестра и Федор Строганов, исполнивший партию клавесина, сумели показать стиль в деталях: с помощью динамических акцентов и слаженности звучания подчеркнули нестандартные для XVIII века гармонические обороты, каденции.

Выбор кантаты «главного» Баха оказался весьма нетривиальным. Non sa che sia dolore (BWV 209) – одна из немногочисленных светских кантат в наследии композитора, написанная не на привычном немецком языке, а на итальянский текст неизвестного автора, в сюжете которого упоминается морское путешествие и богиня мудрости и войны Минерва. Кантата написана для необычного состава: меццо-сопрано, струнные и флейта. Исполнители сделали ставку, пожалуй, на самый важный эффект – достигли идеального баланса. Безусловно, за кажущейся легкостью пассажей флейтиста Константина Ефимова и аккуратным звуковедением с точнейшим интонированием Василисы Бержанской стоит большая работа и талантливое умение музицировать в ансамбле.

Во втором отделении прозвучал Магнификат для солистов, хора и оркестра Карла Филиппа Эмануила Баха – произведение монументальное, отчасти напоминающее творение Баха-отца в этом же жанре (1733), но переосмысленное в духе оперной раннеклассической стилистики, предвосхищающей рассвет «чувственного стиля». Большая роль в Магнификате отведена хору – со своими задачами отлично справился ансамбль Intrada, ярко воплотив как мелодическую эффектность «нового» для того времени музыкального языка, так и финальную двойную хоровую фугу, написанную в старой традиции.

Структура Магнификата, выстроенная как парад сольных арий, имеет одно «нарушение»: дуэт меццо-сопрано и тенора. Когда на одном уровне приходится слушать пение Бориса Степанова с вокальными проблемами и Василису Бержанскую с ее культурой звука, хорошим произношением и пониманием стиля – результат заведомо очевиден. Хотя у тенора приятный тембр, есть потенциал к подвижности голоса, но все это перечеркивает техническое несовершенство, далекое от «инструментального» звучания. Такие же проблемы характеризуют выступление баритона Игоря Подоплелова. И дело не в конкретном умении петь барокко: у Диляры Идрисовой, замечательной певицы и специалиста в этом репертуаре, исполнившей в этом Магнификате партию сопрано, и у Василисы Бержанской, которая выбирает для себя преимущественно партии в операх Россини, разные манеры пения. Однако с точки зрения культуры и техники обе они были безупречны. Если говорить о темпах, ощущении музыкального времени, ясности звучания оркестра – все это дирижер Александр Рудин воплотил талантливо и интересно.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории