Во времена постмодернизма и Sound Art, когда музыка – это уже «все-все», что вокруг, арфа с ее древнейшим происхождением и античными ассоциациями представляется вестницей далекого «золотого века» человечества, свидетельницей и участницей изысканных музыкальных развлечений в великосветских салонах XVIII–XIX веков, драгоценным камнем в диадеме «безнадежно-прекрасной классики».
Великая русская арфистка Вера Дулова и сама «бриллиант редкой чистоты и каратности» в русском и мировом арфовом искусстве XX века. Выдающийся французский арфист Пьер Жаме назвал ее «лучшей арфисткой мира». В отношении ее царственно-виртуозной игры критики использовали столь же царственно-превосходные сравнения, в ее честь поэты слагали стихи, композиторы посвящали произведения, а художники писали портреты…
Впрочем, первые шаги в обучении на инструменте будущей «королевы арфы» в трудном 1921 году начинались с порванных струн, долгой невозможности достать новые и, наконец, нетерпеливой замены струн, втайне от отца, на лески его рыболовных снастей. Жизнь и творчество Веры Дуловой почти буквально совпадает с XX веком. Она родилась в 1909 году и ушла из жизни в 2000-м практически вместе с веком, однажды с горечью заметив (скорее всего, в 1993 году после известных событий): «Не чересчур ли… за одну жизнь две революции, пять войн, террор… И что?.. Еще одна революция?! Не приведи, Господи!» Тем не менее Вера Георгиевна прожила свой век с огромным чувством собственного человеческого и «арфового» достоинства, не дав ему «пройтись» по собственной судьбе и, вопреки всем идеологическим и политическим нарративам советской истории, включила «золотую» арфу в мейнстрим советской эпохи.
Ежегодные концерты в день рождения Веры Дуловой – это не только дань памяти великой арфистке. Прошедший пятилетний концертный цикл отмечен глубокой концепционностью, каждая концертная программа высвечивает какую-либо грань творческой и человеческой личности артистки, определенную веху ее человеческого и артистического пути, сквозь которые проступают приметы времени, судьбы других людей. Автор проекта музыковед Александр Баранов, составляя и «режиссируя» программы, комментируя концертные номера, дает возможность слушателям прочувствовать связь и «вязь» времен и событий. Эпиграфом к мемориальным концертам могло бы послужить самое начало его авторского фильма «Вера Дулова: время и вечность» (премьера фильма состоялась в 2023 году). Это архивная съемка, где в кадре Вера Георгиевна говорит: «Я очень рада, что мы сегодня встречаемся и можем поговорить о моем любимом инструменте – арфе, которой я отдала свою жизнь».
Тонкие временные и фактологические аллюзии в мемориальных концертах рождают эффект присутствия Веры Дуловой на сцене. Вот юная арфистка Ксения Курлович на сцене Малого зала в 2019 году открывает первый концерт цикла пьесой «Слеза» Мусоргского в переложении для арфы. А почти сто лет назад на этой же сцене состоялся самый первый концерт тринадцатилетней Верочки Дуловой и звучало то же произведение. В необычное для нас время – 20:30 – начался в 1926 году «Концерт арфистки Веры Дуловой и альтиста Вадима Борисовского». И в 20 часов 30 минут, только уже во втором отделении концерта 2022 года, прозвучала «Павана на смерть инфанты» Равеля в переложении для альта и арфы Вадима Борисовского. Безнадежно-прекрасная музыка Pas d’action из «Лебединого озера» Чайковского в транскрипции для арфы и струнного квартета (специально для концерта выполненной Валерием Киктой) слышалась как будто подернутая «патиной» прошедших лет, словно сквозь толщу времен к нам доносятся вдохновенные soli Веры Дуловой в оркестре Большого театра…
Традиция ежегодных концертов в честь Веры Дуловой началась в год 110-летия со дня ее рождения. Празднества в 2019-м стали наиболее масштабными – два концерта в Государственной Третьяковской галерее и гала-концерт в Малом зале Московской консерватории. Включение в концертное пространство Третьяковки не случайно. Наследница князей Дуловых, чья генеалогия восходила к Рюриковичам, была истинным ценителем красоты и страстным коллекционером живописи. По воспоминаниям близких людей, ее квартира на Тверской улице напоминала музей, а коллекция живописи и графики, переданная по завещанию Веры Георгиевны в дар Третьяковской галерее, содержала работы Крамского, Поленова, Репина, братьев Маковских, Коровина и других.
Концертная программа 2020 года была посвящена музыкальной династии Дуловых. Вера Георгиевна имела не менее «знатное» музыкальное происхождение. Ее бабушка – Александра Юрьевна Зограф-Дулова, одна из любимых учениц Николая Рубинштейна – стала свидетелем и участником открытия в 1866 году Московской консерватории. Мать – Мария Андреевна Дулова (урожденная Буковская) – ученица знаменитой Елизаветы Лавровской, солистка Мариинской оперы. Отец – скрипач Георгий Николаевич Дулов – профессор Московской консерватории, до 1901 года возглавлял знаменитый квартет Герцога Мекленбургского. Квартет фа минор Бетховена, романс Георгия Дулова «Дробится и плещет волна», включенные в концертную программу 2020 года, «не арфовые» произведения – воссоздавали ту музыкальную и творческую среду, которая питала и воспитывала юную Веру Дулову, готовя ее к будущему «королевскому» титулу и одновременно создавая преамбулу к концерту 2021 года, который так и назывался – «Королева арфы» – и состоял из произведений-посвящений великой арфистке.
Еще одна «скрепка» времен: от бравурной «Польки» Чайковского, посвященной композитором Александре Зограф-Дуловой (молодая пианистка любила играть ее на бис в своих сольных концертах), к «Польке» Балакирева, транскрипцию которой для двух арф создал Дмитрий Шостакович и посвятил Вере Дуловой. Тесная дружба связывала Дмитрия Дмитриевича и Веру Георгиевну еще с 1920-х, а история «Польки» переносит нас в 1941 год, в Куйбышев, куда во время войны были эвакуированы многие музыканты и артисты. Шостакович осуществил транскрипцию «Польки» Балакирева в самые первые недели по приезде в Куйбышев. В письмах к матери Вера Дулова пишет: «Живем мы “колхозом”, обедаем семь человек. Я бегаю в свободное время в “няньках” у Шостаковича, который приехал гол как сокол, так как все бросил на вокзале при посадке <…>. Шостакович сделал для двух арф Польку Балакирева просто замечательно, в воскресенье будем играть на радио и в театральном концерте».
Перефразируя известное изречение Макиавелли, можно было бы сказать: «королеву арфы» Веру Дулову делает «свита» сочинений, ей посвященных. Среди авторов этих произведений в концертной программе 2021 года: Арам Хачатурян, Александр Мосолов, Александр Балтин (практически все его арфовые опусы посвящены Вере Дуловой), Валерий Кикта, Ами Мааяни (Израиль). Чаще всего импульсом к созданию произведений для арфы и посвящению их великой арфистке становилась ее собственная вдохновенная игра с беспрецедентной техникой. Властительная воля ее «королевского арфового Величества» управляла процессом композиторского творчества в диапазоне от личных просьб, обращенных к современникам, до вразумляюще-отчитывающих высказываний в прессе: «Хочется верить, что наши композиторы, как “маститые”, так и молодые, перестанут игнорировать арфу и создадут для нее такие же талантливые сочинения, какие уже созданы для других инструментов». И такие произведения были созданы! Как, например, прозвучавшие в программе концерта 2021 года «Восточный танец» и Токката «маститого» Хачатуряна (вошедшие позже в сюиту для фортепиано) и Соната №2 для арфы соло «Былинные звукоряды» «молодого» Кикты (1982).
Поводом для недавнего мемориального концерта стало пятидесятилетие со дня присуждения Вере Дуловой Государственной премии СССР. И вновь слушатели концерта погружаются в «аллюзийную» атмосферу минувшего, ведь пятьдесят с небольшим лет назад здесь же, в Малом зале консерватории, члены Комитета по присуждению премии слушали концертные программы Веры Дуловой, и так же, как сейчас, тогда прозвучали Квинтет для арфы, двух скрипок, альта и виолончели Евгения Голубева, Четыре эскиза для арфы Льва Книппера. Члены Комитета, проголосовав единогласно, предпочли «королеву арфы» другим номинантам на премию в сфере музыкального искусства. А среди номинантов в том году был, кстати говоря, и композитор Андрей Эшпай с кантатой «Ленин с нами» и Концертом № 2 для фортепиано с оркестром. Воистину: «Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ арфа». Но ораторы тоже не молчали. В лифлете концерта приводятся фрагменты стенограммы заседаний секции музыки Комитета. Тихон Хренников о Вере Дуловой: «Все ее знают. Это замечательный музыкант, лидер этого жанра. Ее значение огромно, все ее ученики берут премии на международных конкурсах. Надо сказать, что из советских композиторов она выжимала все, что могла!.. Так что мы ее горячо поддерживаем».
«Забытые страницы репертуара Веры Дуловой» – тема прошлогоднего мемориального концерта, но это и сквозная линия всего пятилетнего цикла, возрождающего к жизни не только забытые арфовые произведения. Музыка Евгения Голубева, одного из любимых учеников Николая Мясковского, педагога по композиции Альфреда Шнитке, Татьяны Николаевой, Андрея Эшпая, Юрия Воронцова, практически исчезла из концертно-исполнительской практики. Прозвучавший в концерте этого года его Квинтет для арфы, двух скрипок, альта и виолончели (исполнители – Мария Федорова и Квартет имени Валентина Берлинского) раскрыл, сколь много музыкального богатства и духовной наполненности содержится в музыке этого композитора и других представителей его поколения, незаслуженно забытых.
«Папа не хотел меня отпускать с дачи в Москву и сказал, чтоб я непременно возвращалась завтра. Но я, конечно, не еду. Ведь здесь моя красавица! Золотая, звучная. Так и манит к себе…» – писала в своем дневнике пятнадцатилетняя Вера Дулова. Очарованная арфой, она спустя много лет один из составленных ею сборников так и назвала «Чарующие звуки арфы», а в предисловии написала: «Слово “арфа” происходит от финикийского имени Орфей – великого посвященного Древней Греции, – которое, в свою очередь, состоит из слов aour – свет и rophae – исцеление, т. е. “исцеляющий светом”». Пожалуй, самое главное, что подарили слушателям мемориальные концерты в честь великой арфистки, – многочасовое погружение в «исцеляющее светом» звучание арфы – серебристо-золотое, звонко-невесомое, трепетно-струнное. Есть в нем и нечто «органное» – глубина тона, тембровая многоликость (отсутствующая у других струнно-щипковых инструментов). «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16: 21–23). Арфа – инструмент «аутентичный», причастный многим тысячелетиям человеческой истории. Это придает его звучанию иное, «над-суетное» измерение…
Все реальные и «надмирные» измерения арфового звучания на мемориальных концертах воплощают в жизнь блистательные мастера современного арфового исполнительства, солистки и артистки ведущих российских коллективов, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, профессора высших музыкальных учебных заведений: Наталия Шамеева, Эмилия Москвитина, Елена Ильинская, Светлана Парамонова, Людмила Фролкова, Ника Рябчиненко, Мария Федорова. Их игра не подлежит рецензированию: они ученицы Веры Дуловой, наследницы секретов ее исполнительского мастерства. Гастролируя за рубежом, участвуя в международных арфовых форумах и мастер-классах, работая членами жюри международных конкурсов, Вера Дулова утвердила мировое значение русской арфовой школы; свидетельство этому – многочисленные «захлебывающиеся от восторга» отзывы о ее собственной игре, победы ее учениц на международных конкурсах. По словам учениц, Вера Георгиевна открыла им «окно» в большой мир арфового искусства. А теперь они открывают мир уже своим ученицам. Смысловые границы фразы Г.В.Свиридова о Вере Дуловой, прозвучавшей в 1973 году на заседании секции музыки Комитета по присуждению Государственной премии СССР, «это воспитатель всех наших арфисток» пророчески раздвигаются. Имена третьего поколения «школы Дуловой» неизменно украшают афиши концертных программ цикла.
Каждый мемориальный концерт традиционно завершается торжественным и звонким «Акафистом В.Г.Дуловой» для шести арф и ударных В.Кикты в исполнении учеников Веры Георгиевны разных лет, а в конце – их почтительные и благоговейные поклоны, обращенные к великой арфистке, чей портрет установлен на сцене.
Ежегодные концерты в честь Веры Дуловой, как и другие арфовые проекты, пользуются всемерной поддержкой Московской консерватории и ее ректора А.С.Соколова. Благодаря этой поддержке участники концертов имеют возможность демонстрировать свое искусство на новых великолепных арфах (лучших на сегодняшний день инструментах фирмы Lyon & Healy). Трансляции Телевидения Московской консерватории несоизмеримо расширяют слушательскую аудиторию концертов. В переполненных залах всегда много юных и молодых лиц, а значит, «арфовый проект» Веры Дуловой «длиною в век и ценою в жизнь» продолжает жить в XXI столетии.