Лучшее для музыканта в его юбилейный вечер – внимательная и благодарная публика. Количество здесь едва ли более значимо, хотя и в этом плане Юрию Лоевскому повезло: масштаб действа можно было оценить и по числу букетов, постепенно заполнявших сцену, с которой выдающегося виолончелиста долго не хотели отпускать. Казалось, многие знают Лоевского лично – настолько теплыми были рукопожатия и объятия. Такой прием дополнительно окрылял Юрия Григорьевича, это было видно, при том что перед нами удивительно скромный человек, в нем нет ни доли самолюбования.
Никаких речей на концерте не было, и в данном случае об этом можно только сожалеть. При наличии вкуса и такта легко было бы соблюсти баланс, удержаться от вечера воспоминаний, но все же рассказать о роли Юрия Лоевского в российской оркестровой и ансамблевой жизни, а роль эта – среди основных.
Ученик Мстислава Ростроповича в Ленинградской консерватории, Юрий Лоевский в 1964 году стал дипломантом Всесоюзного конкурса виолончелистов. С 1966 по 1970 год работал в оркестре Театра оперы и балета имени С.М.Кирова (сегодня это Мариинский театр). Затем перебрался в Москву и стал концертмейстером группы виолончелей оркестра Большого театра, где проработал тринадцать лет. В 1983 году Евгений Светланов пригласил Юрия Лоевского на лидирующую позицию в Госоркестр СССР. Там Лоевский прослужил до 1996 года, после чего вернулся в Мариинский театр и шесть лет работал в оркестре под руководством Валерия Гергиева. В 2003-2018 годах возглавлял группу виолончелей в Национальном филармоническом оркестре России под управлением Владимира Спивакова.
Стоит напомнить и о том, что в Большом театре, Госоркестре, НФОР Юрий Григорьевич основал ансамбли виолончелистов и показал себя превосходным камерным музыкантом, в чем также можно было убедиться на недавнем юбилейном концерте. Партнером Юрия Лоевского по сцене Бетховенского зала Большого театра был пианист Павел Домбровский – доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Наряду с пианистическим мастерством, его отличает особая ансамблевая чуткость.
Четвертая и Пятая сонаты Бетховена были сыграны двумя единомышленниками максимально деликатно, практически на пиано, внутри которого, однако, были свои динамические взлеты и падения. Виолончельная соната Шостаковича прозвучала предельно лирично, без колкостей. Наиболее страстен Юрий Лоевский был в экспрессивной музыке Давида Кривицкого: программа концерта включала в себя один из «Двенадцати больших концертных этюдов» для виолончели соло – Quasi una Fantasia. (В 2022 году этот этюд вместе с двумя другими этюдами из цикла, «Мистические квинтоли» и «Песня без слов», впервые прозвучал в Центральном доме Российской армии – на концерте в преддверии 85-летия со дня рождения композитора.) А филигранно сыгранный в завершение вечера «Полет шмеля» окончательно укрепил Юрия Лоевского в статусе музыканта без возраста.