MATTHEW SHLOMOWITZ <br>EXPLORATIONS IN POLYTONALITY AND OTHER MUSICAL WONDERS, VOLUMES 2 AND 4 <br>CARRIER RECORDS Релизы

MATTHEW SHLOMOWITZ
EXPLORATIONS IN POLYTONALITY AND OTHER MUSICAL WONDERS, VOLUMES 2 AND 4
CARRIER RECORDS

Миниатюра не самый популярный формат во вселенной современной музыки. А еще бытует представление, что она лишена той смысловой увесистости, присущей более крупным формам. Новый альбом Мэттью Шломовица Explorations in Polytonality and Other Musical Wonders, Volumes 2 and 4 хоть и состоит из коротких пьес, но совокупно является более чем полноценным высказыванием – своевременным и отрезвляющим, будто хлесткая пощечина миру замшелого композиторского мейнстрима.

Задумка получасового релиза, разделенного на две части и продолжающего цикл 2021 года, – показать, что стандартные композиторские техники все еще могут звучать свежо. Но перед тем как прослушать эти эксперименты, вам точно придется столкнуться с их названиями: Quasi Sarabande («Квазисарабанда»), My First Rondo («Мое первое рондо»), Polytonal Organum («Политональный органум»), LoFi not to study to («Лоу-фай не для учебы») – все они не только пестрят присущим автору юмором, описывая основополагающий замысел, но и намекают на зыбкость любых традиций.

Писк бельгийского трио блокфлейт Apsara, а также суета и невнятность музыкального повествования заставят поверить, что My First Rondo было действительно написано студентом музыкального колледжа – настолько искусно сымитирована хаотичность ученической фантазии. Вообще, сумбурность – отличительная черта этого релиза и, возможно, стиля Шломовица последних лет.

Средневековье успешно пристыковывается к современности в Polytonal Organum – пьесе, где параллелизм мелодических линий нелепо разбивается о скалы политональности, возводя музыку до неимоверных высот художественного абсурда. Trio Sonata, Quasi Sarabande и Asymmetrical Continuous Binary обращаются к барочной эстетике – ее величественности, танцевальности и структуре. Единственное, что не меняется, это все та же безумная суета, будь то в оживленной фактуре или же в каскадах дезориентирующих мелодий. Передышку дает богатая на трели Round with Variation, а замыкает первую часть Afternoon Jazz – притупляющий чувство времени и места барочный джаз – ну или то, каким его могли бы видеть жители XVIII века.

Вторая часть альбома, записанная швейцарским Quartet Laboratoire (синтезатор, ксилофон/вибрафон и ударная установка), полностью меняет вектор, отсылая к 8-битным саундтрекам к ретро-играм. Это и неудивительно, учитывая, что любимая каденция Шломовица – каденция Марио из одноименной франшизы. Угар и безбашенность панка чувствуется в 8-bit Gliss, чем-то напоминая атмосферу недавней сценической работы Minor Characters, написанной композитором в соавторстве с Дженнифер Уолш. Anticipatory Funk задумчива и таинственна, а самый неординарный трек альбома Atonal Shuttle – привет из альтернативной вселенной, где поп-музыка пишется композиторами-авангардистами XX века. Жизнеутверждающая Hetero Ballad и LoFi not to study to, свингующая настолько, что под нее было бы невозможно учиться, завершают вторую часть релиза.

Новый альбом Шломовица оказался удачным, а большинство миниатюр заслуживают похвалы. Современная музыка не должна отталкивать и утомлять. Этот релиз – еще одно подтверждение тому, что она может быть кем и чем угодно, питаясь вдохновением различных эпох и стилистических жестов.

Кстати, возможность пообщаться со Шломовицем представится 30 марта в РАМ имени Гнесиных в Москве: в рамках фестиваля Gnesin Week пройдет онлайн-встреча с композитором. А уже вечером его визитная карточка – «Лекция о плохой музыке» – будет исполнена в галерее «ГРАУНД Солянка». Не пропустите!