В musicAeterna есть не только оркестр, хор и танцевальная труппа, но и камерные ансамбли. musicAeterna Vox образуют пять артисток хора МА: Елена Подкасик, Альфия Хамидуллина, Елена Шестакова, Анастасия Гуляева и Елена Гурченко. В начале марта ансамбль musicAeterna Vox в составе Елены Гурченко (ЕГ), Анастасии Гуляевой (АГ) и Елены Шестаковой (ЕШ) представил программу светской средневековой музыки XII-XIV веков Vox nostra resonet. Были исполнены сочинения Франческо Ландини и Гильома де Машо, а также миниатюры из Кодекса Монпелье и Кодекса Росси. Вместе с вокалистками в концерте приняли участие Константин Щеников-Архаров (КЩА) – плекторная лютня, Иван Петров (ИП) – средневековая блокфлейта и Дмитрий Косов – рамочный барабан и индийские колокольчики. Перед концертом Елизавета Ординарцева (ЕО) встретилась с музыкантами и менеджером коллектива Софьей Абашевой (СА), чтобы узнать о специфике ансамбля, пройденном пути от джаза к средневековой музыке, методике Йоргоса Калудиса и сочинениях, которые современные композиторы пишут специально для ансамбля.
ЕО Начну с вопроса про сам коллектив: он существует с 2012 года и сначала назывался JazzAeterna. За двенадцать лет, помимо названия, менялась и траектория репертуара. Почему вам важно было сохранить преемственность, не собирать новый ансамбль, а переименовывать первоначальный?
АГ Изначально не было такого, что мы сели и решили: с сегодняшнего дня у нас коллектив, с такими-то задачами и репертуаром. Мы просто собирались и музицировали. Просто пели и делали развлекательные программы для вечеринок. Хотелось выйти за рамки классики – классики нам и на работе хватало всегда. Нас всех собрала Елена Подкасик, у нее уже были наработки в джазовом жанре. И мы занимались этим для развлечения пару лет, затем наше творчество стало набирать обороты, и вот тогда мы подумали: куда дальше пойдем? Давайте из народной музыки что-то попробуем. В том числе сделали проект с пермским ансамблем «ТриголОс». Мы были женским квартетом, и все участницы могли самостоятельно создавать обработки мелодий. У Альфии Хамидуллиной тоже большой опыт – и джазовый, и национальных татарских песен. И так все заварилось в одном котле. Так что для нас не было каких-то рубежей внутри.
ЕО А как же случился рубеж, что вы вернулись в рамки классики, занялись очень серьезной музыкой? Таким кажется сегодняшний концерт, да и предыдущие программы.
АГ Подбирая наш цикл народных песен, мы их перемежали старинной музыкой. Есть такая народная баллада «Зеленые рукава» (Greensleeves), и как JazzAeterna мы пели ее в джазовой обработке. Постепенно у нас в репертуаре стали все чаще появляться старинные мелодии. Мне даже кажется, что и в сегодняшней программе что-то от джаза есть.
КЩА Из джаза точно есть.
ЕГ В рамки европейского Средневековья XII-XIV веков мы вошли благодаря нашему маэстро. У нас был запрос к нему: какими бы вы нас хотели видеть? Он невероятно чувствует музыку, и нам хотелось узнать, в каком репертуаре наши голоса лучше подать.
ЕО Со стороны кажется, что работа в хоре musicAeterna поглощает все время и при этом дает богатый творческий материал для реализации. Как у вас хватает сил на отдельный коллектив? Зачем это каждой из вас?
ЕШ На самом деле как самостоятельный коллектив мы существуем с октября 2023 года. До этого мы использовали каждую свободную минуту. Любой перерыв – мы обсуждаем наши планы, репетируем что-то.
ЕГ Просто больше репетировали.
ЕШ Наша главная мотивация – интерес. Конечно, тяжело: пять-шесть часов – репетиция с хором, а мы и в перерыве что-то свое пробуем, пока все на обеде. Но когда получаешь отдачу – это все окупается стократно.
ЕО А вы сейчас выбираете репертуар, как-то отталкиваясь от основной программы хора MA, в дополнение или на контрасте?
ЕШ Нет, у нас изначально была задумка освоить средневековый репертуар, по совету Теодора Курентзиса. Мы всегда обращаемся к нему за советом и одобрением. Он горячо поддержал наше желание исполнять старинную музыку и как раз предложил пригласить высококлассных инструменталистов – что мы, собственно, и сделали.
АГ Не могу сказать, что у нас большие пересечения с репертуаром хора, хотя там есть мистериальные концерты, и Гильома де Машо мы с хором иногда поем. Но так, чтобы мы отталкивались, – этого нет. Помню такой случай: мы пришли к Теодору и сказали, что хотим сделать концерт, где прозвучит и византийская музыка, и средневековая, и современная (композитор Александра Филоненко тогда написала специально для нас «Свете тихий»). Он ответил, что это должны быть три отдельных концерта. И действительно, сейчас у нас уже накопился репертуар для полноценного концерта по каждому из направлений.
ЕГ Наш репертуар старинной музыки привлек, в свою очередь, современных композиторов: Андреас Мустукис написал целых два цикла для нас – прямо под наши голоса, запросы, диапазоны.
ЕО Когда вас пятеро, у вас полностью горизонтальные процессы? Как вы репетируете?
ЕГ Наш репетиционный процесс изменился недавно: у нас появилось время, и мы стали глубже копать. И появилась методика, которую нам подарил Йоргос Калудис (совместный с Йоргосом концерт МА Vox давали на Дягилевском фестивале 2023 года и затем осенью в Доме Радио. – Е.О.). Музыкант, педагог и в прошлом атлет, представлявший национальную сборную Греции, он сам придумал методику подготовки исполнителя: она включает и дыхательные практики, и физические упражнения, что-то из йоги, ритмические упражнения, артикуляционный тренинг – полезные и для музыканта, и для любого человека.
ЕШ Йоргос на своем примере показывал нам применение этой методики со стороны и вокалиста, и инструменталиста: он играет на критской лире и виолончели. Смотришь на него во время концерта и понимаешь, что он делает: как он дышит, как показывает, что выдох определяет движение смычка и работу голосовых связок.
ЕГ Отдельное место в методике отведено работе с текстом: обычно вокалисты больше внимания уделяют гласным, а мы очень много работали над тем, чтобы рассчитать, в какой момент нужно произнести согласную. Бывает, что мы одновременно поем разные строчки. И важно понять, как сочетать разные согласные: сонорные и взрывные, на кого нужно смотреть. Йоргос потрясающе научил нас координировать такие нюансы. Маленькие детали образуют целую систему, которую мы теперь стараемся применять к любой музыке. И это совсем другая глубина.
СА Возвращаясь к вопросу о горизонтальных отношениях в коллективе. Я переводила мастер-классы и сопровождала весь репетиционный процесс Йоргоса с ансамблем. Как очевидец могу сказать: при таком методе взаимодействия ансамбль ведет музыка – у кого сейчас главная линия, на того все и ориентируются.
ЕО Как вы думаете, пять человек – это предел для такой горизонтальной эстафеты?
ЕГ Мы как раз подумали, что было бы полезно эту методику внедрить в хор. И в оркестр. И вообще всем музыкантам предложить.
ЕШ Если говорить о единении, расскажу о постановке оперы Генри Пёрселла «Королева индейцев» в Перми. Это был 2013 год, копродукция Пермского театра оперы и балета, мадридского Teatro Real и Английской национальной оперы в Лондоне. Приезжал Питер Селларс со своей командой. Каждую репетицию мы начинали с простых упражнений из йоги: все, кто находился в комнате, от солистов до монтировщиков, включая самого Питера, закрывали глаза и пытались синхронизировать дыхание. Когда начинало получаться, мы чувствовали себя единым организмом – и это вызывало дикий восторг. Представьте: 50-60 человек, не сговариваясь, не подглядывая, одновременно делают первый шаг.
ЕО Как сложился ансамбль этого концерта, расскажите поподробнее про инструменты?
КЩА В 2021 году я работал с мужским хором musicAeterna над частями мессы Гильома де Машо. Я учил их работать с этой музыкой, читать мессу по манускрипту, а не по изданию. После я еще много раз работал с МА как лютнист в разных программах и записях. И вот снова вернулись к идее Машо.
ЕШ Было очень логично пригласить Константина как знатока средневекового репертуара. Когда начали репетировать, поняли, что не хватает еще пары инструментов. Вспомнили, что у нас есть Иван, артист хора и флейтист, который тоже, кстати, на лютне играет.
ИП Я пытаюсь на многом играть, пока что лучше всего получается на флейте. Флейта в концерте выступает не как аккомпанемент, а как один из голосов. У меня есть инструменты разных эпох, в концерте я играю на реплике средневековой блокфлейты. Думаю, в Петербурге она такая единственная. Для меня ее изготовил самый известный мастер, который делает аутентичные флейты, – итальянец Франческо Ли Вирги. Он прислал мне ее по почте.
ЕО А осваивали вы ее самостоятельно?
ИП Да. Чем старше, тем примитивнее флейта, и тем сложнее на ней играть. В современных блокфлейтах (под современными я имею в виду флейты, начиная с барочных) все сделано удобно, сам мундштук очень отзывчивый, все полутона сделаны чисто и по аппликатуре. Там нельзя сыграть как-то не так. А в средневековой флейте ты должен пальцем регулировать, какой объем отверстия закрывать, – в этом вся сложность.
ЕО Вы часто на ней играете?
ИП У меня есть любительский ансамбль Mane Tempus (в переводе с латыни – «Раннее время»), где мы с несколькими вокалистами и музыкантами из МА играем только старинную музыку. Скоро у нас выйдет альбом.
ЕО В анонсах к концерту вокалистки musicAeterna Vox говорили, что не ставят задачу исполнить музыку с максимальной исторической точностью. А что скажут инструменталисты?
КЩА Мы ни о какой музыке не можем сказать, что точно знаем, как она звучала. Зато есть масса моментов, про которые можно сказать: нет, вот так она точно не звучала. И этого стараемся избегать. Мы знаем, в чем была главная идея конкретной музыки, знаем многие детали о том, как тогда музицировали, как настраивали инструменты, как относились к музыкальной форме и самому акту исполнения. Руководствуясь этими идеями и тем, что мы хотим сказать, пытаемся все комбинировать. Но не так, чтобы натягивать одну идею на другую и жертвовать музыкой, важно органично вплести одно в другое.
ЕО А сколько у вас длился репетиционный процесс?
ЕГ С приглашенными музыкантами мы репетируем несколько недель. А свою партию мы начали готовить полтора месяца назад. Мы стараемся не петь, как академисты, стараемся искать компромисс, чтобы не вибрировать сильно, искать интонационные моменты. Это постоянная практика. В техническом плане средневековую музыку приятно петь. Наша главная задача – порадоваться и порадовать окружающих.
ЕО Как вы считаете, слушатели должны заранее готовиться к таким концертам? Нужна просветительская программа?
ЕШ Было бы здорово проводить встречи со зрителями, рассказать в том числе про нюансы инструментов.
ЕГ Главное – прийти с открытым сердцем, быть готовым удивиться. После прошлого концерта к нам подошла девушка и поделилась, что не ожидала такого потрясения от старинной музыки. Есть клише, что это скучная музыка, без эмоций, вся одинаковая.
АГ Решение – за слушателем. Кто-то хочет прийти и в новинку послушать, а кому-то важно подготовиться к пониманию. В Нижнем Новгороде у нас на встречу со зрителями остался полный зал, было много вопросов.
СА Запрос от зрителя есть, нам нужно нарастить немного авторитет, и тогда будем организовывать свои просветительские программы.
ЕО Можно сказать, что вы сейчас специализируетесь на старинной и на современной музыке? Или ваш репертуар шире?
АГ Часть нашей аудитории по-прежнему ждет более понятной, развлекательной программы. Поэтому такой репертуар у нас тоже есть.
ЕГ Как сейчас модно говорить, мы находимся в потоке. Но погрузившись однажды в старинную музыку, ее уже не хочется переставать исполнять.
ЕШ По шажочку, кирпичик за кирпичиком мы в нее углубляемся. Народная музыка, тем более если есть возможность сотворчества с исполнителями в аутентичной традиции, нас по-прежнему привлекает. В процессе создания – концерт из колыбельных: Андреас Мустукис уже написал для нас такой цикл, другие композиторы-резиденты тоже хотят поучаствовать.
СА В многогранности и есть сила нашего ансамбля. musicAeterna Vox – это дословно «вечная музыка голоса», а голосом можно исполнить почти все что угодно.