Руководящий тандем Баварской оперы обозначил новые горизонты творческих интересов на ближайшее время: настала пора доставать с полок тома «Кольца нибелунга». Интендант-бельгиец Серж Дорни в интервью Маркусу Тилю из издания Merkur.de очень красочно и экзальтированно рассказывал о том, что с «Кольцом» напрямую связана художественная идентичность театра – на этой сцене состоялись премьеры «Золота Рейна» в 1869-м и «Валькирии» в 1870 году. С тех пор именно вагнеровский репертуар определяет звучание Баварского государственного оркестра, а сама опера-сериал – привилегия для каждого музыкального руководителя театра на Макс-Йозеф Плац. Сия участь уготовлена и Владимиру Юровскому – это будет первое его «Кольцо», осуществленное по всем театральным канонам. С эпическими полотнами Вагнера 52-летний музыкальный руководитель Баварской оперы знаком, но пока ему довелось продирижировать весь цикл в концертной версии (почти довелось – «Гибель богов» ожидается 27 апреля. – Ю. Ч.) – для публики лондонского Фестивального зала, причем между исполнением частей были паузы длиной от нескольких месяцев до нескольких лет. Полноценная сценическая работа над эпической, сугубо национальной немецкой драмой-эпосом начнется для Юровского в начале нового сезона с премьеры «Золота Рейна», которая запланирована на 27 октября, а последующую после пролога часть, «Валькирию», придется ждать еще год. Дорни рассказал журналистам, что если заниматься одним лишь Вагнером, то в этом случае нужно было бы пожертвовать всеми остальными проектами, что для Баварской оперы неприемлемо и крайне неразумно. «Кольцо» начнется в этом году и завершится в 2027-м – вопрос только с кем?
Министр искусств Маркус Блюм до сих пор не принял решения о продлении контракта с нынешним руководством театра, и причин для проволочки, из-за которой весь коллектив Государственной оперы пребывает в напряжении, может быть несколько. В частности, в немецкие массмедиа просочилась информация об ожесточенных конфликтах за кулисами театра, связанных со специфическим стилем управления Сержа Дорни. Среди прочего также звучал и финансовый вопрос: в Германии публика все еще не раскачалась после пандемии, но Дорни, по сведениям тех же СМИ, способен предоставить министру неплохую статистику, о которой другие подобные учреждения могут только мечтать. Так или иначе, времени на размышление у властей Баварии осталось немного, и до конца августа руководящий корпус театра должны уведомить о принятом решении.
Итак, осень в Баварской опере пройдет под знаком Вагнера. Вместе с Юровским за постановку «Золота Рейна» берется Тобиас Кратцер. Выпускник Театральной академии Августа Эвердинга, лауреат премии «Фауст» и многократный обладатель титула «Оперный режиссер года» не так давно занимался «Тангейзером» на фестивале в Байройте. За его плечами работа в крупных оперных домах Европы, в сезоне 2025/2026 его ждут на руководящем посту в Гамбургской государственной опере. Кратцер прекрасно знает, как контекстуализировать совершенно разные уровни повествования и, следовательно, выстраивать концептуальные структуры – настолько же ясные, насколько и убедительные. Он из тех режиссеров, кто чувствует себя уверенно, работая в команде единомышленников. За сценографию и костюмы у него отвечает художник Райнер Зеллмайер, за видео-арт – Мануэль Браун. Сам же Кратцер во второй раз посотрудничает с Владимиром Юровским – их совместная дебютная работа, недавняя «Пассажирка» Вайнберга, одно из самых пронзительных произведений, созданных в XX веке для музыкального театра, – принесла обоим глубокое творческое удовлетворение.
Планы Баварской оперы, как водится, объединены некой концептуальной идеей: в новом сезоне острополитические вопросы отойдут на второй план, а в фокусе окажутся философские размышления о природе той космической силы, «что движет солнце и светила». В качестве общего заголовка выбрана фраза «Aus dem Leben durch die Liebe», отсылающая к «Божественной комедии» Данте и сложно поддающаяся прямому переводу с немецкого на русский язык. В презентационном буклете ее содержание раскрывает цитата французского драматурга Жана Расина: «Суть любви в том, что она – как головокружительные качели – существует между благодатью и проклятием, счастьем и страданием, экстазом и агонией». Тема любви неисчерпаема и беспроигрышна. Одним из ее амбассадоров станет «наказанный развратник», искатель наслаждений и проповедник принципов viva la libertà – «Дон Жуан». Это, вероятно, самая ожидаемая новинка по нескольким причинам. Во-первых, в качестве дирижера-постановщика выступает Владимир Юровский. Осуществленную им в 2010 году глайндборнскую версию (режиссер – Джонатан Кент) с Оркестром эпохи Просвещения можно по праву назвать одним из эталонных воплощений моцартовской dramma giocoso. Юровский возвращается к «Дон Жуану» в более зрелом возрасте, и наверняка за почти пятнадцать лет его понимание этой партитуры претерпело изменения. Во-вторых, финальную часть трилогии Моцарта – Да Понте в Баварской опере поставит один из самых ярких режиссеров своего поколения Дэвид Херман. К себе в команду он берет многоопытных соратников – художника-сценографа Джо Шрамма и художника по костюмам Сибиллу Валлум. В-третьих, на титульную роль приглашен немецкий баритон румынского происхождения Константин Криммель – участник программы поддержки и продвижения молодых музыкантов BBC New Generation Artists 2021-2023. На сцене Баварской оперы он дебютировал в 2021-м и впоследствии запомнился исполнением партий Гульельмо в «Так поступают все» и Папагено в «Волшебной флейте» (в конце мая ему еще предстоит спеть Фигаро в Висбадене). Премьера ожидается летом 2025 года – серию из пяти представлений в рамках ежегодного Мюнхенского оперного фестиваля сыграют в период с 27 июня по 8 июля.
Кшиштоф Варликовский, кажется, мог бы стать в столице Баварии «режиссером в резиденции»: за его плечами уже семь названий и вдобавок к этому через три месяца ожидается премьера его «Великого Мертвиарха» Лигети (дирижер – Кент Нагано). В сезоне 2024/2025 Варликовский продолжит постигать самобытность и своеобразие музыкального языка Леоша Яначека – после «Средства Макропулоса» в Париже он обратится к позднему произведению композитора – опере «Катя Кабанова». На этот проект Баварской оперы приглашена литовская maestra Мирга Гражините-Тила. Премьера запланирована на 17 марта 2025 года. Еще одна представительница прекрасного пола за дирижерским пультом – финка Сусанна Мялкки – будет участвовать в постановке единственного сочинения Габриэля Форе для музыкального театра – оперы «Пенелопа» на сюжет гомеровской «Одиссеи». Это будет преимущественно женская коллаборация – над французским трехактным раритетом Мялкки поработает с бывшим штатным режиссером венского Бургтеатра Андреа Брет.
Программа сезона Баварской оперы скроена качественно и по-деловому – так, чтобы помимо «блокбастеров», на которые, конечно, самые высокие ставки, выстреливали еще и редкости-изыски. Для этого нужен надежный проводник – мэтр, способный сделать редко звучащее произведение интересно и привлекательно. Вероятно, руководство театра размышляло в таком ключе, когда предлагало Клаусу Гуту взяться за комический музыкально-театральный опус Рихарда Штрауса «Любовь Данаи». Гут неоднократно обращался к произведениям Штрауса и, бесспорно, преуспел в их интерпретациях, так что велика вероятность, что режиссеру удастся подобрать правильные ключи к «веселой мифологии», которую в Баварской опере не слышали аж с 1988 года.
Не обойдется и без сочинений современных композиторов: на любимом проекте Дорни – фестивале Ja, Mai (третьем по счету) – прозвучат две пьесы – «Охотничье ружье» австрийского автора и пианиста Томаса Лархера и «Мацукадзэ» самого известного японского композитора Тосио Хосокавы. Между этими произведениями больше общих точек пересечения, чем кажется на первый взгляд. В основу либретто «Охотничьего ружья» легла одноименная новелла крупного писателя «страны восходящего солнца» – Ясуси Иноуэ. В обеих постановках будут задействованы молодые солисты оперной студии. Так как Ja, Mai пройдет в 2025 году под заголовком «Иллюзии», отсылающем к неоднозначному восприятию реальности и подразумевающему акцент на визуальной составляющей, то Дорни подсуетился пригласить к сотрудничеству с театром всемирно известную польско-немецкую художницу Алисию Кваде. Ее скульптуры и инсталляции, отражающие время, восприятие и научные исследования, можно было увидеть на крыше музея Метрополитен, на вокзале в Гамбурге, в художественной галерее Уайтчепел в Лондоне.
Конечно, украшение афиш любого театра – сильные солисты. Баварская опера обещает новые встречи с Асмик Григорян, Лиз Давидсен, Элиной Гаранча, Соней Йончевой и, конечно, Йонасом Кауфманом – куда же без него.