Возможно ли быть министром и выступать с концертами, совместимы ли управление и творчество? Об этом Евгения Кривицкая (ЕК) поговорила с министром культуры Республики Башкортостан, народной артисткой РБ, пианисткой Аминой Шафиковой (АШ) после ее выступления соло и с оркестром в Башкирском театре оперы и балета.
ЕК Лист – композитор сложный, виртуозный. Не страшно выходить на сцену с таким репертуаром? Хотя вы поразили уверенностью и технической стабильностью – мне показалось, что это был вызов, который вы бросили и себе, и публике. И с честью победили.
АШ Еще в годы учебы я поняла: для того чтобы расти, нужно брать более сложный репертуар. Видимо, у меня остался этот подход: каждый раз мне нужно преодолевать себя, преодолевать произведение, но когда ты побеждаешь, ты получаешь внутреннее удовлетворение. Ты сам себе судья и сам себе победитель.
Почему Лист? Мне казалось, что если выходить с такой большой концертной программой в юбилейный вечер, если все происходит в Театре оперы и балета, то нужно брать знаковые яркие произведения. Кто, как не Лист, композитор такого открыто концертного плана, подходит для этого случая? Впервые я выучила Первый концерт Листа в 1994 году, ровно тридцать лет назад. У нас на кафедре был объявлен конкурс, и я играла его в Малом зале филармонии под аккомпанемент своего педагога. Исполнила один раз и отложила, так что сейчас учила практически заново – все-таки был большой перерыв, удержать за такое время нотный текст в пальцах невозможно. Да и слышу эту музыку теперь совершенно по-другому.
ЕК Ваша двенадцатилетняя дочь Камила выступила в роли вашего творческого партнера. Вы за нее волновались, как она справится? Все-таки ребенок…
АШ У нее есть практика ведения концертов, мероприятий. Она с первого класса ходит на занятия в детско–юношескую телестудию «Тамыр», вела репортажи, важные мероприятия, конкурсы, уже есть опыт. Поэтому, когда я планировала свой концерт, вопрос, кто будет вести, для меня вообще не стоял. Я подумала, что замечательно, что у нее останется на всю жизнь память, как она вела юбилей мамы. А потом уже появилась идея сыграть что-то вместе. Кроме того, как мне показалось, было особое очарование в том, что не было лишнего пафоса – я меньше всего хотела, чтобы концерт был такой министерский – с длинными речами, чествованием. Мне хотелось более домашней, душевной обстановки, и мне кажется, что Камила в этом отношении тоже свою роль сыграла.
ЕК Вы готовились к концерту не только за роялем – шили специально концертное платье. Какой стиль предпочитаете?
АШ Как пианистке мне важно чувствовать себя комфортно за инструментом. Мне никто не диктует правила дресс-кода, но я сама предпочитаю классический стиль одежды.
ЕК В нашем обществе существует клише, что если человек занимает какую-то важную административную должность, то он вроде уже и не может заниматься творчеством – не может быть действующим актером или музыкантом. А как вы сами для себя решили этот вопрос?
АШ С самого детства я была в музыке, училась этой профессии, участвовала во множестве конкурсов – можно сказать, вживалась в роль артиста. Музыка стала уже образом жизни. И когда даже меня назначали на должность, многие мне говорили, что вот теперь придется бросить играть на рояле. На что я говорила: «Нет, я бы не хотела уходить на пенсию с этой должности». Это было одиннадцать с половиной лет назад, но я не изменила своего мнения. Не думаю, что государственный пост должен подавить все твои творческие порывы и желания, и что можно принести в жертву должности то, чему ты учился, многочасовые занятия за инструментом, во что вкладывали столько сил и ты, и твои родители, и твои педагоги. Да и потом, если получается совмещать с творчеством, то это, наоборот, развивает, помогает, и то, что ты остаешься, скажем так, в обойме как музыкант и профессионал, это же добавляет авторитета и в музыкантской среде, и в глазах деятелей культуры. Ты можешь разговаривать с ними на равных, а не так, что ты когда-то там играл и вот сегодня ими командуешь. Гораздо эффективнее строится работа, когда разговариваешь как коллега по цеху, а не как начальник и подчиненный. Не вижу себя в роли диктатора. Многие вам скажут, что это не мой стиль работы. Сформулирую ответ так: у тебя есть профессия и есть должность. Должности завтра может не быть, а профессию у тебя никто никогда не отнимет.
ЕК Вы почти двенадцать лет назад стали министром. Помните, какие цели вы себе ставили тогда, и в чем сейчас видите свою миссию?
АШ Удалось сделать очень многое. Это касается всех направлений развития культуры. Есть мощнейшая поддержка. Когда я начинала в 2012 году, то консолидированный бюджет был менее пяти миллиардов, а сейчас более четырнадцати миллиардов. Разница в цифрах огромная, и, соответственно, работа огромная. Мы развиваем и улучшаем материально-техническую базу учреждений культуры, и в том числе в селах, поддерживаем развитие народного творчества и академической музыки. Стратегические задачи, конечно, есть всегда, потому что меняется мир, меняются требования и масштабы работы. К счастью, мы сегодня имеем полную поддержку главы нашей республики. Радий Фаритович Хабиров – очень креативный руководитель, многие идеи и мысли подсказывает именно он.
ЕК Когда нам ждать ваших следующих выступлений?
АШ Не знаю. Во время концерта у меня мелькнула мысль, что такого вечера больше не будет никогда. В зале были мои родители, много дорогих мне людей, мне хватило сил подготовить и исполнить такую программу. Вряд ли получится еще раз в ближайшее время такое сделать. Стараюсь ежегодно выступать у нас на кафедре в Институте искусств, где преподаю специальное фортепиано. В ноябре исполняется 85 лет моему педагогу Наиле Галиевне Хамидуллиной: думаю, мы к ее юбилею сделаем концерт выпускников и студентов ее класса.
ЕК Вы упомянули работу в Уфимском институте искусств, где вы раньше были ректором. Расскажите, пожалуйста, о ваших учениках.
АШ За эти годы я подготовила несколько талантливых музыкантов. Например, Алсу Петренко, которая работает в Институте искусств, заслуженная артистка Республики Башкортостан. Сейчас она находится в Китае по межвузовскому обмену. Ксения Саитова уехала в Магадан, там успешно выступает. Другие преподают, работают в музыкальных школах. У меня небольшая нагрузка – один-два человека постоянно, бывают ассистенты-стажеры.
ЕК Это правда, что вы преподаете только по вечерам?
АШ Да, до шести вечера я официально в Министерстве, у себя в кабинете. А потом иду в Институт.
ЕК А вы успеваете следить за событиями в музыкальной жизни не только в Башкирии?
АШ Конечно, стараюсь смотреть трансляции, читаю новости – я должна быть в курсе значимых событий, таких как, скажем, конкурсы Чайковского или Рахманинова. Есть и чисто профессиональный, личный интерес. Когда ты хочешь что-то успеть, ты успеваешь. Бывает, что за счет сна – люблю заниматься по ночам, когда все стихает, перестает звонить телефон, и я могу остаться один на один с роялем, в моем классе в Институте. Это самые сокровенные мои минуты.