Кураторским ориентиром здесь явно была голова композитора, в которой уживались самые разные творческие идеи. Частое и нехитрое мнение об Альфреде Шнитке: берешь его киномузыку и «серьезную» музыку и не понимаешь, как это мог писать один и тот же человек. Полистилистика, которой уже довольно много лет, пока воспринимается некоторой экзотикой, хотя и все более распространена в самых разных видах искусства. При первом соприкосновении выставка, которую можно посмотреть до 21 июля 2024 года, кажется набором не связанных друг с другом предметов, но это поверхностное впечатление, оно быстро рассеивается. Скорее перед нами зеркало, собранное из множества, лишь на первый взгляд, разнородных осколков, а в зеркале – портрет автора, смотрящего на этот мир с высоты своей скромности. Этот крупный черно-белый портрет можно видеть при входе. Под ним – принадлежавшее Шнитке большое кожаное кресло красивого персикового цвета, идеально вписывающееся в цветовую гамму выставки. Сбоку – магнитофон Шнитке, элегантный катушечный Grundig. Все эти ценные экспонаты появились на выставке благодаря коллекционеру Михаилу Богданову – геологу, сыну музыковеда Аллы Богдановой. Не сложилась бы экспозиция и без помощи музыковедов Светланы Савенко и Валентины Холоповой: Светлана Ильинична передала для выставки подписанную ей автором партитуру Concerto grosso, а Валентина Николаевна – партитуру Второго скрипичного концерта, опять же с дарственной надписью. Представлены в экспозиции и разнообразные рукописи: редкая возможность оценить авторский почерк Шнитке.
«Не так много можно сегодня найти. Мы собрали максимальное количество материалов – из фондов Музея музыки, Музея кино, музея Института Шнитке, от частных коллекционеров. Делали другую выставку двенадцать лет назад, и материала было гораздо меньше. Сейчас нашли уникальные рукописи, фотографии. Работа над выставкой оказалась крайне интересной. Советовались с Ириной Федоровной Шнитке, спрашивали, уточняли. Познакомились с воспоминаниями современников Шнитке, людей, которые с ним встречались. Я узнал музыку Шнитке, оканчивая Саратовскую консерваторию и играя на трубе Сюиту в старинном стиле. Меня заинтересовало, что это за композитор, с которым мы земляки», – рассказал генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
При такой насыщенности выставка не оставляет ощущения тесноты. Небольшое пространство удачно организовано, тематически выстроено: одна из стен отдана театру (представлены, в частности, сцены из оперы «Жизнь с идиотом» по Виктору Ерофееву), другая – кино, третья – мультфильмам с музыкой Шнитке…
«Творческий тандем Альфреда Шнитке и Андрея Хржановского поистине уникален. Совместными усилиями они создали анимационные шедевры, наполненные удивительными образами, – “Стеклянная гармоника”, “Шкаф”, “И с вами снова я…”, “Я к вам лечу воспоминаньем…”. Эскизы именно к этим работам представлены на выставке Музеем кино. Эти фильмы демонстрируют подлинный синтез экранного и музыкального искусств, не подавляющих, а гармонично дополняющих друг друга», – отмечает директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова.
Особый интерес представляет «старинная» (1970-1980-е) аудиотехника из коллекции Музея кино, в частности, магнитный ревербератор (устройство для получения искусственных акустических эффектов) и стационарный катушечный магнитофон (предназначенный для работы в специализированных аппаратных звукозаписи и радиовещания), составившие достойную «компанию» магнитофону Шнитке. Профессиональное и личное, так ли они отделимы?