Исполнение обоих концертов за один вечер – шаг смелый и даже дерзкий, оставляющий солисту лишь две возможности: покинуть сцену либо со щитом, либо на щите. Для Александра Ключко такая программа стала, кажется, вызовом самому себе. Путь пианиста на Олимп пока весьма тернист и извилист: триумф на Международном конкурсе имени Рахманинова в 2022 году в следующем году сменился досадной неудачей на XVII Конкурсе Чайковского. Два концерта Брамса подряд в этих условиях – попытка вновь ярко заявить о своем лидерстве. Неизбежно вспоминается Кристиан Циммерман, чья запись концертов считается одной из эталонных: блистательное выступление с этой программой в сопровождении Венского филармонического оркестра и Леонарда Бернстайна вызвало тогда нешуточный ажиотаж вокруг его имени.
Первый концерт Брамса в репертуаре Ключко с 17 лет, Второй же он начал играть лишь в 2023 году, но впечатление после концерта в КЗЧ было парадоксальным образом противоположным: сдержанная, чуть отстраненная и не всегда уверенная интерпретация Первого концерта (он казался новым для пианиста сочинением) и, наоборот, мощное, решительное и победное исполнение Второго (будто бы уже «обыгранного» не один десяток раз). Тем не менее значительный творческий скачок, сделанный Александром Ключко с момента прошлогоднего Конкурса Чайковского, очевиден. На состязании он предпочитал игру крупными мазками, тяжеловесный массивный звук и бурлящие кульминации, сейчас же в его интерпретациях намного больше детализации, тонких тембровых красок и сдержанной «мягкой силы». Интересной и необычной была трактовка медленных частей обоих концертов, впечатляюще в своем драматизме прозвучала третья часть Первого концерта. Менее убедительным пианист был в финале Второго, прозвучавшем несколько тяжеловесно, без желаемой здесь «венской» легкости.
Наиболее спорным моментом стало взаимодействие оркестра и солиста, а точнее, его явный дефицит. Стоит отметить, что музыканты ГАСО имени Светланова сами по себе выступили достойно: многочисленные у Брамса «реплики» медных и деревянных духовых были в целом убедительны, особо отметим соло в третьей части Второго концерта виолончелиста Пауля Сусся. Тем не менее столь необходимого в сочинениях Брамса неразрывного взаимодействия между оркестром и пианистом не сложилось, и скорее не по вине последнего. Дирижер Алексей Рубин, казалось, воспринимал концерты как масштабные симфонические полотна без солиста и был полностью погружен в собственное эмоциональное проживание сочинений. Пианист в этих условиях нередко оставался в творческом «одиночестве» на сцене и вынужден был на ходу искать точки опоры в оркестре.
Несмотря на все сложности такого рода, в конечном итоге Александр Ключко вышел победителем из этого поединка, прежде всего – с самим собой. Иной пианист воспринял бы неудачу на крупнейшем соревновании как крушение всех надежд, для Ключко же этот этап биографии стал стимулом для творческого роста и переосмысления привычных констант своего исполнительского стиля. Огромный риск, на который сознательно пошел исполнитель, заявив подобную программу, оказался совершенно оправдан, и, согласно пословице, теперь он вправе выпить шампанского. И пусть пока бокал выпит не до дна – более успешным на конкурсах соперникам Александра Ключко не стоит сбрасывать его со счетов и почивать на лаврах победителей одного из главных отечественных конкурсов.