Пабло Гарибай: Звучание гитары меня вдохновляет Персона

Пабло Гарибай: Звучание гитары меня вдохновляет

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» вновь прошел в Московской филармонии. На сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского свое исполнительское мастерство продемонстрировали прославленные гитаристы из России, Бразилии и Мексики.

В сопровождении ГАСО России имени Е.Ф.Светланова под управлением французского дирижера, лауреата второй премии Первого международного конкурса имени С.В.Рахманинова Клемана Нонсьё прозвучали мировые и российские премьеры сочинений русских и зарубежных композиторов.

Открыла фестиваль симфоническая фантазия Модеста Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» (в оркестровой редакции Николая Римского-Корсакова). Экспрессивный музыкальный язык партитуры Мусоргского протянул мостик к мировой премьере вечера — фантазии для гитары с оркестром Dies irae («День гнева») современного российского композитора и гитариста Никиты Кошкина. Сам автор присутствовал в зале. Инициатором создания философского сочинения выступил художественный руководитель и артистический директор московского фестиваля, лауреат международных конкурсов Артем Дервоед.

Прежде в универсальном репертуаре для гитары с оркестром не было ни одного подобного произведения, отсылающего к событиям Судного дня. «Послушав “Пляску смерти” Ференца Листа, я подумал, почему у гитары нет ни одного произведения с оркестром на тему распева григорианского хорала Dies irae? Этот пробел надо было восполнить. И кому, как не Никите Кошкину, это оказалось под силу? Он создал грандиозную концепцию музыкального мироздания»,– отметил Артем Дервоед.

Никита Кошкин использовал многочисленный спектр выразительных возможностей классической гитары в сочетании с оркестром. Идея сквозного развития, цепь вариаций, произрастающих друг из друга, составляет ядро сочинения. Композитор следует заветам своих предшественников, в том числе Дмитрия Шостаковича (в плане оркестровки), и использует автоцитаты собственных произведений, включая мотив знаменитого «Ашер-вальса» по мотивам фантастического рассказа Эдгара По «Падение дома Ашеров», и даже шаманский эпизод с горловым пением (исполнитель на варгане – Юрий Наумкин).

Среди других фаворитов фестиваля – известный мексиканский гитарист, лауреат международных конкурсов Пабло Гарибай.

Его выступления проходят на престижных концертных площадках мира, универсальный репертуар музыканта включает концерты для гитары с оркестром, камерные и оригинальные сочинения. На открытии фестиваля Пабло Гарибай исполнил знаменитый Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго – своеобразный талисман «Виртуозов гитары». Каждый раз на фестивале это сочинение звучит в интерпретации разных гитаристов и приоткрывает новые краски и грани восприятия.

После концерта Пабло Гарибай (ПГ) ответил на вопросы корреспондента «Музыкальной жизни» Виктора Александрова (ВА) о современном положении гитары на мировой академической сцене, выборе репертуара, необходимости музыкальных конкурсов и многом другом.


ВА Пабло, почему вы выбрали классическую гитару?

ПГ Еще в тринадцатилетнем возрасте я услышал, как мой брат играл на гитаре много разной оригинальной музыки: Вила-Лобоса, Джулиани, Каркасси. Мне понравился тембр, такой интимный и чарующий. Я понял, что без гитары дальше не мыслю себя. В 1996 году я встретил на Кубе знаменитого гитариста-виртуоза Хоакина Клерча. Это событие тоже во многом изменило мою жизнь.

ВА Мексика, как и другие страны Латинской Америки, подарила миру  немало композиторов и гитаристов. Например, вы охотно включаете в свои программы сочинения Мануэля Марии Понсе. Чем вас восхищает его стиль и музыкальный язык?

ПГ Я обожаю музыку Понсе. В ней переплелось множество разных стилей – от барокко, классики до латиноамериканского фольклора. Среди оркестровых сочинений Понсе особенно популярен «Южный» концерт для гитары с оркестром. Я играл это произведение на фестивале «Виртуозы гитары» в 2018 году. К числу менее известных, но любимых мной опусов, я отношу Третью сонату, сонатину «Меридиональ» (в испанском стиле) и сонату для чембало и гитары. Вариации на тему испанской фолии – еще одно оригинальное произведение Понсе, ярко отражающее его язык и стиль. Сюита in la и Тема с вариациями и финал в свое время произвели огромное впечатление на знаменитого испанского гитариста Андреса Сеговию. Он охотно включал в программы своих концертов музыку Понсе.

ВА Кто еще из композиторов вашей страны сегодня плодотворно сочиняет для гитары?

ПГ В числе моих самых любимых авторов – Хеберт Васкес. Он написал много оригинальных пьес для гитары, в том числе для ансамблей с другими инструментами. Я играю много разной его музыки. Когда  вернусь из России в Мехико, планирую осуществить запись нового концерта для гитары с оркестром «Дерево жизни» с Национальным симфоническим оркестром (Мехико) под управлением мексиканского пианиста и дирижера Густаво Риверо Вебера специально для лейбла Naxos. Васкес сочинил еще несколько пьес для гитары и струнного квартета. У меня есть запись диска «Сны звуков», сделанная в Токио. В этом альбоме весьма примечательна композиция «Свет в конце тоннеля». Музыка передает паузу в жизни, когда ты испытываешь состояние, не осознавая, что будет дальше. Из других современных авторов меня особенно привлекает творчество Херардо Тамеса. В программу фестиваля вместе с виолончелисткой Анной Кошкиной мы включили его четыре короткие пьесы в латиноамериканском стиле для виолончели и гитары.

ВА Есть ли в Мексике своя гитарная исполнительская школа?

ПГ Нет. Процесс примерно такой же, как и в других странах: России, Европе и Америке. Мы пользуемся теми же сборниками исполнительских школ и литературой гитарных композиторов. В большей степени, наверное, ощущается взаимосвязь и развитие с Европой.

ВА Вы сменили локацию и переехали в Германию, где брали уроки у профессора Томаса Мюллер-Перинга…

ПГ Томас Мюллер-Перинг — прекрасный музыкант и преподаватель, дал много советов и сформировал меня как личность. Я получил невероятный позитивный и прекрасный опыт, когда учился в его классе в Высшей школе музыки имени Ф.Листа в Веймаре.

ВА Кто еще из знаменитых гитаристов повлиял на ваш стиль игры?

ПГ Сержиу и Одаир Ассад, Мануэль Барруэко, Дэвид Рассел, Оскар Гилья, Роланд Дьенс, Пепе Ромеро, Карло Маркионе, Джампаоло Бандини, Аниелло Дезидерио, а также мои профессора, педагоги – Хуан Карлос Лагуна и Иван Рискес (Мексика). Не могу не упомянуть и своих друзей из России: Артема Дервоеда, Дмитрия Илларионова и Ровшана Мамедкулиева.

ВА Есть ли какие-то пересечения и отличия в подходе к исполнительской практике классической гитарной музыки в Европе и США?

ПГ С каждым годом разница ощутима все меньше и меньше, потому что мы живем в эпоху глобализации. Если говорить о Мексике, то здесь влияние исходит больше от США, и это очевидно, потому что Европа от нас значительно дальше. Однако у каждой из стран Европы есть своя история и традиции, многовековая культура, поэтому очень важно обогащать свой кругозор, стараться больше путешествовать и открывать мир.

ВА Пабло, в чем, на ваш взгляд, еще недооценена классическая гитара? С какими техническими проблемами сталкиваются молодые музыканты?

ПГ Я думаю, сегодня нет каких-то особых недостатков у нашего инструмента, так как все это легко компенсируется техническими приемами игры, существенно расширяется репертуар, предназначенный для разных составов музыкантов. Звучание гитары меня вдохновляет, благодаря нежному и согревающему душу тембру. Основная проблема для молодежи заключена в большой конкуренции. А с другой стороны, сейчас гораздо больше возможностей у гитаристов проводить концерты. Уровень техники игры невероятно высокий! Я искренне верю в наше молодое поколение и считаю, что у молодых гитаристов большое будущее.

ВА Как вы думаете, исполнительские конкурсы полезны гитаристам?

ПГ Да, ты участвуешь, получаешь какой-то балл, вокруг другие исполнители. И это дает прекрасную возможность познакомиться с большим количеством специалистов. Если абстрагироваться от окружающих музыкантов, то тогда вообще ничего не получится. Благодаря конкурсам я познакомился со многими своими друзьями и коллегами, в том числе с Артемом Дервоедом.

ВА Пабло, какие впечатления оставил в вашей душе московский фестиваль «Виртуозы гитары»?

ПГ Это очень интересный и насыщенный фестиваль, в котором раскрываются все грани инструмента: гитара в оркестре, гитара в камерном ансамбле, гитара соло. А еще меня поразила приветливая и отзывчивая московская публика, фантастический уровень музыкантов Госоркестра России, с которым мне посчастливилось играть. Такого замечательного по всем параметрам фестиваля классической гитары я никогда нигде не встречал. Буду рад вернуться в Москву вновь.