Заключительные два дня фестиваля «Звезды на Байкале» были связаны с визитом гостей из Казани – две программы прошли при участии Госоркестра Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского. Перед выходом на сцену маэстро поделился с Юлией Чечиковой впечатлениями от фестиваля и рассказал о ближайших планах своего коллектива.
ЮЧ Александр Витальевич, у вас у самого множество фестивалей разного калибра. От чего, на ваш взгляд, зависит специфика такого «долгоиграющего» проекта? Что задает его тональность?
АС Безусловно, любой фестиваль определяется личностью, инициирующей и развивающей его. Просто с возрастом он становится содержательнее и ярче, как, впрочем, и сама личность. Я думаю, что грани характера Дениса Мацуева, его отношение к музыке, к людям – главная особенность «Звезд на Байкале». С самого начала Денис стремился к самой высокой творческой планке, пригласив на первый фестиваль титулованные оркестры, выдающихся дирижеров, потрясающих солистов – признанных мастеров и восходящих звезд. Поэтому, в первую очередь, я бы отметил в качестве неотъемлемой черты «Звезд» преемственность поколений. Денис еще в детстве осознал ее ценность и теперь сам передает эстафету своим последователям – молодым музыкантам. Так что «Звезды на Байкале» – классическое сочетание опыта, зрелости, первых шагов в творчестве и опять же артистической свободы, о чем свидетельствует обязательная альтернативная, джазовая программа, которая также проходит каждый фестивальный год. Так, Денис позвал даже Эмира Кустурицу со своим бэндом.
ЮЧ Это такой дружеский жест, как мне кажется.
АС Денис очень верен своим друзьям, всегда рад им и регулярно приглашает их в свои проекты. Госоркестр Республики Татарстан здесь уже в третий раз, и я признаюсь, что приехал бы в Иркутск снова и снова – здесь уникальная атмосфера, все крутится вокруг Мацуева, он это придумал, воплотил и развивает, и его команда воплощает фантастические вещи. Вы совершенно верно заметили – у меня семь собственных фестивалей в Казани, и один из них – «Денис Мацуев у друзей» – тоже ежегодный парад, своеобразная творческая лаборатория. Я как-то подсчитал – мы вместе сыграли более сорока разных произведений. Я был первым дирижером, с которым Денис представил все концерты Рахманинова и Рапсодию на тему Паганини. Оркестр тоже очень ждет марш-бросок в Иркутск. Помню, как пять лет назад на нашем дебюте на фестивале мне пришлось сыграть 16 аккомпанементов за два вечера – такой был звездопад молодых музыкантов. И, конечно, незабываемо боевое крещение – прыжок в Байкал! Это сумасшествие продолжается – и оно прекрасно. В этот раз я нырял в Ангару. Температура воды – +5 градусов.
ЮЧ Ваш оркестр становится старше, уже ощущает почву под ногами. Растут и вчерашние вундеркинды. Уже почти совершеннолетний Александр Малофеев и ваш коллектив появились перед публикой Иркутска с Рапсодией на тему Паганини Рахманинова.
АС Впервые я увидел Сашу на совместном концерте в Париже – он тогда был совсем маленьким, в половину меньше ростом, просто ангел. А сейчас уже почти обогнал меня. Конечно, теперь это артист, который представляет Россию на зарубежных сценах. И это все те же существенные моменты преемственности в искусстве, которым мы занимаемся.
ЮЧ На нынешний фестиваль вы привезли Пятую симфонию Чайковского. Почему выбор пал именно на нее?
АС Я стараюсь не повторяться – прежде мы не играли эту симфонию в Иркутске. В конце июля выступали с ней на 38-м фестивале Ла-Рок-д’Антерон в Провансе. Кроме того, режим в оркестре сейчас очень жесткий, запланирована масса премьер. Признаюсь, что с удовольствием сыграл бы Шестую симфонию Малера, но мы приехали усеченным составом. Так что, исходя из массы творческих соображений, я остановился на Чайковском. А вообще нужно было очень много успеть пройти с оркестром на будущее – в Казани я занимался программами на полгода вперед, и у меня было не так много времени подготовить для Иркутска что-то монументальное. Но я очень трепетно отношусь к фестивалю на Байкале, знаю, что местная публика нас ждет, и поэтому для меня очень важно демонстрировать высокий класс игры. Чисто технически проще всего было взять именно Пятую симфонию. Это одна сторона медали. Другая – в мои намерения входит запись всего симфонического наследия Петра Ильича, так что по возможности нужно начать обыгрывать эти симфонии.
ЮЧ Речь идет о записи в студии?
АС Да, мы хотим успеть издать диски к 180-летию Чайковского в 2020 году. А сам процесс работы над этим материалом начнется следующим летом. Но готовиться к этому нужно уже сейчас.
ЮЧ В Москве тоже акцент на русской музыке?
АС С точностью до наоборот. Насчет Москвы у меня другие планы. К большому счастью, Алексей Алексеевич Шалашов позволил нам запустить именной абонемент в текущем филармоническом сезоне. Каждый год Госоркестр РТ появлялся в чужих абонементах, а теперь заслужил свой персональный и заявил совершенно другое направление: мы будем играть то, что мне очень близко – музыку Малера, Брукнера, Берлиоза, Дебюсси, Бартока, причем с очень хорошими солистами. Мне бы хотелось оставить для Москвы то, что там редко звучит. Этот репертуар наш оркестр может представить на самом высоком уровне, хотя, конечно, умеет играть и русскую классику, и музыку советских композиторов.
ЮЧ Почему Брукнеру так не везет с попаданием в программы концертов Московской филармонии?
АС Я знаю из недр структуры, которая формирует репертуар, что пригласить публику на Брукнера очень сложно. Его мало кто играл в эпоху советской России. Помню, только Геннадий Рождественский делал брукнеровские циклы, но это было во времена моей юности, когда мне было лет 17–18. Никто не брался за Брукнера ни в Питере, ни в Москве.
ЮЧ Современное положение дел немного сглаживает Валерий Гергиев.
АС Валерий Абисалович много играет Брукнера со своим оркестром и у нас, и на Западе. У меня также есть большая потребность стать на защиту этой музыки – мы исполним Девятую симфонию. А еще будет «Дон Кихот» Штрауса с виолончелистом Марио Брунелло, «Песнь о земле» Малера, «Фантастическая» симфония Берлиоза, Пятый концерт Сен-Санса с Жан-Ивом Тибоде, Второй скрипичный концерт Бартока с Рено Капюсоном. Причем схема такова, что казанцы тоже услышат целиком весь абонемент, и в этом даже опередят москвичей.
ЮЧ Планируете оформить абонемент как экспортный проект?
АС У меня пока нет никаких особых планов на экспорт, дома работы хватает!