«Мелодия» нашей жизни Тема номера

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Жизнь нескольких поколений идет через административные и социальные бури под саундтрек, формируемый главным лейблом России — под всем известную «Мелодию». Юбилей — праздник для всего культурного сообщества нашей страны. Существует не так много брендов, которые с советских времен сохранили пафос и содержание, надежду на будущее и динамику развития. Вообще же, сам термин «мелодия», «мелодичность» — это гармония звука, настроения, духа. Попробуем уловить, выделить черты этой гармонии, которая сопровождает фирму на протяжении ее жизни.

Рафик Рагимов: Меня тянуло именно в «Мелодию»

Гармония истории

Началась «Мелодия» 23 апреля 1964 года, когда постановлением Совета Министров СССР пестрая радуга заводов, совнархозов, разных контор, выпускавших граммофонные пластинки, была административно и юридически объединена в фирму-гигант, ставшую монополистом на рынке винила и естественным лидером на ниве формирования вкусов и культуры всей страны. Из событий тех десятилетий вспомним, как в 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве. Вместо выходивших в некоторой степени самостийных пластинок (все вспоминают, например, песню «Девушка» ансамбля «Битлз», которая была названа «народной», или россыпь миньонов с записями «звезд» того времени) фирма стала строго по лицензии выпускать альбомы популярных зарубежных поп- джаз- и рок-исполнителей. Другая сторона той ситуации — до сих пор можно найти очень качественные издания, выпущенные европейскими и японскими фирмами по лицензии «Мелодии». В том же 1973-м был создан ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна, который находился в ведомстве фирмы, но стал, благодаря уровню исполнителей и тонкому подбору концепции, самостоятельным и значимым культурным явлением. В 1981 году учрежден Приз Всесоюзной фирмы грампластинок «Золотой диск» — он присуждался музыкантам от Дмитрия Кабалевского до Пола Маккартни.

Оказавшись монополистом, фирма, естественно, взяла на себя функцию идеологического рупора и отдавала предпочтение музыкантам, соответствующим своему времени и «руководящей» линии. К сожалению, именно поэтому некоторые записи не удалось донести до нашего времени — их размагничивали, часть терялась естественным образом в архивах, и теперь что-то находится. Фирма была не только технологическим лидером, но и объединением характеров и интеллектов. Коллектив издательства всегда составляли профессионалы — живы легенды-рассказы о том, как эти люди обходили идейные препоны и технические трудности. «Мелодия» ставила цель развития значительной части отечественной музыки и выступала как альтернатива, то есть, ­опять-таки, задавала направление развития для контркультуры. В итоге сформировался такой массив информации, клубок эмоций, такая разница культурных потенциалов, что сейчас можно только констатировать факт, что за тридцать лет после трансформации социально-политического устройства и последовавшего за этим изменения статуса «Мелодии» ничего сравнимого на рынке не появилось. Фирма же сохранила за собой позиции лидера — и индустрии, и культуры. При этом в 2020 году, ввиду отсутствия поддержки государства, фирма стала частным предприятием: АО «Мелодия» продолжает следовать цели и в этом статусе.

День начала продажи альбома Гринпис «Прорыв». Магазин грамзаписи «Мелодия» на Калининском проспекте, 1989

Гармония географии

С момента основания «Мелодия» включила в свою структуру: заводы — Апрелевский, Ленинградский, Ташкентский, Рижский, позднее Московский опытный завод «Грамзапись» (МОЗГ, (1978–1992), выделявшийся современным для того времени оборудованием; Всесоюзную и республиканские студии грамзаписи (Ленинградскую, Ташкентскую, ее казахстанский филиал, Тбилисскую, Вильнюсскую, Таллинскую, Новосибирскую, Киевскую и Ереванскую); Дома граммофонных пластинок (Московский, Ленинградский, Свердловский, Новосибирский, Куйбышевский, Киевский, Харьковский, Минский, Ташкентский). Каждый пункт этого внушительного списка имел свое уникальное лицо, специфику, авторитет и репертуар. То есть страна была представлена во всем разнообразии и реализовывала потенциал широко и позитивно. Эти связи теперь, к сожалению, разрушены, и лишь коллекционеры и меломаны обсуждают происхождение тех или иных релизов-артефактов, разбирают нюансы и особенности работы предприятий. Но как обратная сторона процесса, как отдача, заметно растет популярность и известность записей того времени закавказских, среднеазиатских и прибалтийских музыкантов. Тогда было трудно даже представить, что спустя десятилетия их альбомы будут стоить солидных сумм.

Апрелевский завод грампластинок, 1979

Гармония времени

Фирма постоянно строит творческий мост между эпохами, одновременно готовит несколько разнообразных изданий — от массовых до эксклюзивных. Помогает опыт работы с богатым бэк-каталогом и уникальным бесценным архивом — Священным Граалем нашей культуры. «Мелодии» удаются коллекции записей. Так, особенно отмечают бокс-сет, выпущенный к столетию Святослава Рихтера, состоящий из пятидесяти (!) дисков. В каталогах появляются неизданные ранее записи Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Яркими новостями недавнего времени стали полная запись трех концертов Оркестра Би-би-си в Москве, «живая» запись дирижером Рудольфом Баршаем Симфонии № 40 Моцарта, «секретное» произведение Дмитрия Шостаковича — «Антиформалистический раек», которое не могло быть издано в советское время. Отметим и нестандартную для «той» действительности запись эстонского дирижера Неэме Ярви «Страстей по Матфею» BWV 244 Баха или первое официальное издание музыки Николая Каретникова (Симфония № 4) в России, осуществленное спустя двадцать шесть лет после смерти композитора. Эта запись стала обладательницей престижных наград, в том числе международной премии «Чистый звук».

В перспективе фирма будет развивать разные направления, поддерживая специфическую палитру форматов, стилей и настроений. Так, «Мелодия» всегда славилась джазовыми альбомами — некоторые из давних релизов сейчас стали раритетами. Джаз соединяет многие темы, которые уже поднимались в нашем тексте выше. Филофонистской сенсацией стал альбом композитора Мурада Кажлаева «Крутые повороты» — запись, известная скорее по рассказам знатоков, чем по реальному звуку винила. Теперь впервые опубликована полная авторская версия сюиты, и, кто знает, может быть, будет напечатан новый тираж и второго альбома Кажлаева — некогда даже более раскрученного диска «Вечерний Арбат».

Легендарный ансамбль «Мелодия» отмечен впервые изданной полной версией известной программы «Концерт в Бомбее» с новым бонусным треком, а несколько лет назад был переиздан его культовый альбом коллектива — «Лабиринт». Вершиной же этого процесса воспоминаний о давнем и хорошем, пожалуй, стал новый виниловый тираж одной из самых известных работ фирмы, очень условно относящейся к «легким» жанрам, — блестящего арт-рок-альбома «По волне моей памяти» Давида Тухманова. Этот диск всегда был труднодоступен, несмотря на множество переизданий, и вот теперь… тираж диска опять быстро распродан, и все ждут допечатку, она должна быть скоро!

В тренде микса стилей — ожидаемый альбом «Г­де-то далеко, в памяти моей», в котором аранжировки виртуозного джазового и академического пианиста Олега Аккуратова оформляют пение Хиблы Герзмава. Оперная дива уже давно исполняла джазово-эстрадный, «контемпорари» репертуар, в том числе и в рамках Московского джазового фестиваля. Для многих слушателей большая радость — альбомы с записями Муслима Магомаева и Валерия Ободзинского, а для любителей современной авангардной и академической музыки — «Мистерия» петербургского композитора-мультиинструменталиста Руста Позюмского или альбом музыки Павла Карманова в исполнении Алексея Любимова. А осенью текущего года планируется издание цифровой версии альбома Леонида Когана к столетию великого скрипача.

Студия записи музыки на лаковые диски, с которых потом делают матрицу, 1975

Гармония форматов

Дело фирмы — издавать музыку. Но область нашего интереса, естественно, включает и развитие технологии издания, ее изменение во времени. В полном соответствии с общепринятыми представлениями о мировых тенденциях «Мелодия» выбрала два основных направления развития. Это редкости/неожиданности, коллекционные боксы; издания, которые греют душу, их приятно взять в руки; продукция для знатоков и коллекционеров и сетевые релизы — основной современный способ влияния на массовую культуру. «Мелодия» активно работает со всеми цифровыми платформами, ее не коснулась «культура отмены», цифровые площадки в полном объеме покрываются релизами фирмы.

Работа лейбла сфокусирована именно на реставрации «сокровищ» из архива и издании «лучшего современного» — эпохальных записей, которые позволяют осознавать и оценивать прогресс музыкальной культуры, его направление развития в эти годы. В рамках «Библионочи» фирма бесплатно выкладывала в интернет полторы сотни архивных аудиозаписей; выпускаются спектакли и записи для детей; ожидаются собрания записей таких музыкантов, как Мария Юдина и Мария Гринберг, Владимир Крайнев и Татьяна Николаева.

На стадии воплощения новые идеи — серия «Звуковой обзор», создаваемая совместно с Союзом композиторов России, подборки «Неизвестная музыка известных композиторов» в тандеме с журналом «Музыкальная академия» (здесь будут звучать произведения таких мастеров, как Владимир Мартынов, Леонид Десятников, а также неизданные произведения Модеста Мусоргского, Игоря Стравинского).

Легендарная эмблема в нынешнем офисе «Фирмы Мелодия»

Гармония лидерства

Итак, лидер прежний. «Мелодия» осуществ­ляет около двадцати релизов каждый месяц, издает редкий винил, записывает современных академических исполнителей. Фирма — безусловный лидер по части цифровых релизов и, пожалуй, записей с ностальгическим духом, — волею времен становящихся вновь актуальными. Есть люди, которые зафиксированы на идее создания детальной истории фирмы. Это становится все важнее, фамилии профессионалов, работавших на «Мелодии» в предыдущие эпохи, постепенно уходят в туман времен, забываются. Но такой монументальный труд, который найдет место и в серьезных библиотеках, и на полках библио­филов, и в хранилищах цифровой информации, — пока что дело будущего. «Мелодия» нашего времени развивается, идет через социальные и экономические повороты, сохраняя имидж и стать. Издательство, несомненно, очень удачно названо: вспомним — «как корабль назовешь, так он и поплывет», — и пожелаем юбиляру не покоя, а гармоничного развития и преодоления всех порогов и бурь. Ну, и удачи — и издательству, и слушателям.

«Мелодия» выпускает книгу об истории лейбла

Владимир Федосеев,
народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского

Еще в 1972 году «Мелодия» выпустила пластинку с записью Оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под моим управлением. А с 1974 года, когда я стал руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, начали появляться мои записи с этим оркестром. Выпускали Бетховена, Берлиоза, Брамса, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Глазунова, Танеева, Скрябина, Буцко — всего не перечислишь. Оперы, симфоническая музыка — самые разные записи были! Можно сказать, что на протяжении пятидесяти лет, в течение которых я руковожу БСО, «Мелодия» вела свою летопись нашей работы. И по выпущенным записям, многим десяткам записей, можно проследить мой творческий путь. Так что роль, которую «Мелодия» сыграла в моей жизни, огромна!

«Мелодия» — наше культурное достояние, она известна во всем мире. Целая эпоха в музыке! Взять хотя бы время виниловых пластинок, в которое у «Мелодии» было просто сумасшедшее количество потрясающих изданий. Мне иногда приносят после концертов винил, просят подписать. Когда держу в руках эти пластинки, столько воспоминаний с ними связано… Знаю, что многие мои старые записи с БСО сейчас переиздают на компакт-дисках, но ведь и виниловые пластинки снова входят в моду, что замечательно.

Александр Чайковский,
народный артист России, председатель Совета Союза композиторов России, художественный руководитель Московской филармонии

Я и все мои однокашники по школе и Московской консерватории росли на пластинках «Мелодии»: я бегал в магазин «Мелодии» как минимум раз в неделю, много слышал и узнавал именно благодаря ее пластинкам. В то время она осуществляла колоссальную образовательную функцию, не говоря уже о том, что на пластинках выпускались учебные вещи, например, альбом «Уроки Нейгауза», лекции разных ученых и многое другое.

Начало моего сотрудничества с «Мелодией» связано с молодым ансамблем «Московское трио», объединившим Александра Бондурянского, Владимира Иванова и Михаила Уткина. Они записали две пластинки с разными фортепианными трио. Мое сочинение соседствовало с трио Дмитрия Шостаковича — для меня, молодого тогда автора, это было, конечно, очень почетно. И тираж довольно быстро разошелся — у меня в архиве осталась всего одна пластинка. Пианист Борис Петрушанский выпустил пластинку с пьесами советских композиторов, куда включил мою Фантазию, написанную еще в консерваторские годы. Вышел отдельной пластинкой опус «Мы с приятелем» на текст Сергея Михалкова — оркестрово-вокальная пьеса, исполненная оркестром Детского музыкального театра Наталии Сац. И важная для меня запись — оратория «От имени земного шара», live с концерта фестиваля «Московская осень» с Владимиром Федосеевым.

А если вспоминать особые истории, то есть одна пластинка, которая так и не вышла в советское время. Мою оперу «Дедушка смеется» записали со спектакля в театре Бориса Покровского в конце 1970-х. Но потом худсовет запретил ее печатать, видимо, по идеологическим соображениям. И только несколько лет назад «Фирма Мелодия» ее выпустила в виде компакт-диска. Я очень благодарен нынешнему руководству фирмы — Андрею Кричевскому и Карине Абрамян, которым я задал вопрос о судьбе этой записи. Они ее разыскали, я ее заново отслушал и понял, что качество великолепное — это настоящий памятник эпохе великого театра Покровского.

Слава богу, что «Мелодия» сумела возродиться в XXI веке, и история не пошла по другому сценарию. По сути, «Мелодия» для нас такой же бренд музыкально-элитарного качества, как Большой театр, Ансамбль Игоря Моисеева, Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Мне бы очень хотелось, чтобы «Мелодия» долго-долго жила и не прекращала входить в музыкальную элиту нашей страны. Сейчас сложное время, много разных цифровых носителей, виртуальная сеть Интернет, и «Мелодия» тоже присутствует на стриминговых сервисах, но мне кажется, что выпуск физических дисков и пластинок должен продолжаться, чтобы потомкам оставались материальные свидетельства нашей культуры.

Наталья Игнатенко,
президент Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»

Шел 1964 год. В Москве была учреждена Всесоюзная фирма звукозаписи «Мелодия», превратившаяся со временем в одну из крупнейших и ведущих в мире. А в труппу Большого театра была принята Елена Образцова, ставшая спустя несколько лет звездой мировой оперы. И уже в этом году началась их совместная работа: Образцова записала в студии «Мелодии» свой первый сольный диск с ариями из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Доницетти, Верди и Сен-Санса. Было положено начало счастливого сотрудничества, длившегося четверть века, до издания записи оперы Мусоргского «Хованщина» в 1989 году. Кроме нее «Мелодия» издала ставшие эталонными записи опер Бородина «Князь Игорь» и Мусоргского «Борис Годунов» с участием Образцовой.

Елена Образцова много работала и с компаниями звукозаписи за рубежом. Частью ее гонорара были права на издание опер с ее участием в Советском Союзе. Образцова привозила на родину права, «Мелодия» реализовала их, издавая на грампластинках оперы, которые либо уже очень давно, либо вообще не записывались в СССР. Благодаря этому советские меломаны смогли услышать такие, например, оперы, как «Луиза Миллер» и «Навуходоносор» Верди, «Самсон и Далила» Сен-Санса и «Вертер» Массне.

Елена Образцова на записи пластинки, 1981

К 75-летию Елены Образцовой «Фирма Мелодия» издала юбилейный компакт-диск, а также восемь дисков в цифровом формате с сольными записями певицы. За ними последовали десять компактных дисков, изданные совместно Фондом Елены Образцовой и «Фирмой Мелодия». На них представлены не только почти все студийные работы певицы, но и редкие «живые» записи таких произведений, как «Икона» Свиридова, «Благослови, душе моя, Господа» Рахманинова, «Летние ночи» Берлиоза, «Песни об умерших детях» Малера и другие. Мировой премьерой стало издание записи оперы Масканьи «Сельская честь» из архива «Мелодии»!

Фонд Елены Образцовой сердечно поздравляет своего многолетнего и надежного партнера с юбилеем и желает ему творческих успехов и благополучия, предпринимательского процветания и долголетия, а лично руководству и всем сотрудникам «Фирмы Мелодия» счастья и здоровья.

Алексей Любимов,
пианист, клавесинист

Поздравляю «Мелодию» с ее очередным и очень приятным юбилеем. Такая молодая организация, всего шестьдесят лет, но кажется, что она существовала очень и очень давно. Безусловно, это российский культурный бренд, который пришел сразу во многие страны: «Мелодия» открывала филиалы в республиках СССР, имела партнеров за рубежом, сама издавала записи по лицензии зарубежных фирм. Для многих артистов «Мелодия» стала любимой звукозаписывающей фирмой.

Для меня «Мелодия» сыграла большую роль в моей музыкальной биографии. После выигранного конкурса в 1965 году в Бразилии я начал сразу записываться на «Мелодии», мои первые пластинки вышли в 1966–1967 годах, это было не только почетным и ответственным событием в жизни, но стало стартом к многолетнему сотрудничеству. В середине 1970-х я предложил «Мелодии» серию «Факсимиле» — записи на исторических инструментах, также здесь вышли мои записи различных камерных ансамблей с моими дорогими партнерами — скрипачами Олегом Каганом и Татьяной Гринденко, виолончелисткой Наталией Гутман, кларнетистом Львом Михайловым, певицей Викторией Ивановой, гамбистом Анатолием Гринденко и многими другими.

Потом мое сотрудничество с лейблом продолжалось уже на почве современной музыки для записи сочинений композиторов, которые мне также ценны. Хотя название «Мелодия» с точки зрения музыканта немного «однобокое» — музыка состоит не только из мелодии, — но в любом случае продукция фирмы охватывала и продолжает представлять самый широкий спектр жанров и эпох.

Редакционный совет в 1960–1970-е годы, когда замдиректора «Мелодии» стал Борис Владимирский, а главным редактором — Константин Калиненко, — золотые годы для многих исполнителей и для процесса продвижения новинок как в области старинной, так и современной музыки. Воспоминания о дружбе с этими людьми, со многими сотрудниками фирмы «Мелодия» меня греют до сих пор.

Катерина Новикова,
руководитель пресс-службы Большого театра России

Поздравляю «Фирму Мелодия» с замечательным юбилеем! Так сложилось, что ее создание совпало с тем периодом, когда Большой театр переживал эпоху расцвета. Выдающиеся исполнители — певцы, музыканты, дирижеры — украшали его сцену, и на пластинки «Мелодии» были записаны многие спектакли театра, лучшим возможным на тот момент качеством. Так они стали доступны меломанам не только России, но и всего мира. Наши отношения продолжились и в новейшее время, уже в XXI веке, когда было подписано соглашение с французскими партнерами — компанией «Бель Эр» и записи оперных и балетных спектаклей Большого благодаря «Мелодии» стали производиться и распространяться в России. Конечно, современные реалии и технический прогресс требуют постоянного обновления, новых подходов и освоения неведомых территорий. Все, кто любят музыку, бесспорно, признательны «Мелодии» за все, что она сделала для сохранения и пропаганды музыкального искусства. Я желаю «Мелодии» всегда оставаться лидером в своей отрасли, продолжая благородное дело поддержки музыкального искусства.