В отечественной музыкальной культуре Валерий Полянский занимает место особое и уникальное: никакому другому современному дирижеру не удавалось на протяжении своего творческого пути столь успешно сочетать симфоническую и хоровую ипостаси. Безжалостная диалектика профессии (по крайней мере, в России) предписывает негласное «разделение труда»: мастера хорового дирижирования лишь от случая к случаю встают за оркестровый пульт, а симфонические дирижеры работают с хорами только эпизодически, как правило – при исполнении соответствующего репертуара. Полянский же силой своей личности создал собственные правила, в которых он един в двух лицах, повелевающий и певцами, и оркестрантами. Именно этим знаком «единства противоположностей» освящается весь его творческий путь, начиная с обучения в Московской консерватории сразу на двух дирижерских кафедрах – оперно-симфонической и хоровой. Госкапеллу музыкант возглавляет с 1992 года, и масштаб свершений коллектива в последние три десятилетия – в полной мере его заслуга как руководителя. Характерен для Валерия Полянского и постоянный поиск новых творческих сфер: знаковыми стали исполнения целого ряда опер силами музыкантов Капеллы. Вопреки скромным постановочным возможностям коллектива, эти представления далеки от аскетизма «оперы в концертном исполнении»; в кулуарах даже говорят о «театре Валерия Полянского» как об особом явлении. Даже все вышеперечисленное не предел для кипучей натуры музыканта: Полянский активно сотрудничает с ведущими солистами-инструменталистами, пропагандирует творчество современных отечественных композиторов…
Два отделения юбилейного концерта ярко отражали масштабность личности дирижера и уже упомянутый «дуализм» его творческих интересов. Первое отделение было отведено хору a cappella, программа – путешествие по русской хоровой музыке от Бортнянского через Чайковского, Танеева, Рахманинова и Калинникова – к Шнитке. С последним Госкапеллу и ее руководителя связывают особые творческие отношения: по словам Полянского, именно впечатления от выступлений коллектива стали для Альфреда Шнитке катализатором его интереса к жанру хоровой музыки без сопровождения. В программе были представлены два сочинения композитора: одна из частей Концерта для хора на стихи Г.Нарекаци и фрагменты из «Стихов покаянных» – поздней работы Шнитке, в редактировании которой композитору помогал Валерий Полянский. Вся программа была исполнена на высочайшем уровне, но именно музыка XX века позволила хористам Капеллы в полной мере показать свое мастерство во всем его виртуозном блеске.
Во втором отделении была исполнена Вторая симфония Малера («Воскресение»), и в этом чувствуется уже определенная традиция – последние юбилейные вечера маэстро также сопровождались масштабными полотнами австрийского гения. Симфонии Малера являются испытанием для любого, даже самого опытного коллектива, и в определенной мере именно они – лакмусовая бумажка подлинного, а не дутого мастерства. Можно с радостью провозгласить: «Воскресение» в этот вечер состоялось! Впечатляло мастерство всех групп оркестра, отдельных похвал заслуживают солистки – Юлия Томина и Людмила Кузнецова, но главным героем стал, конечно же, хор, на своих плечах прошедший весь «крестный путь» финала симфонии, от «всепроникающей боли» до вечного созерцания божественного света.
По сложившейся традиции юбилейные концерты сопровождаются мишурой торжественных адресов, наград, пышных славословий. Валерию Полянскому удалось избежать этого, и праздничный вечер был полностью отдан Музыке – тому, чему маэстро служит на протяжении всей жизни. В этой подчеркнутой скромности – отнюдь не заносчивость, а наоборот, удивительная честность и искренность бытия артиста в искусстве, столь редкие в наше время.