Опережая жанр События

Опережая жанр

В Новосибирске завершился Шестой фестиваль «Струны Сибири»

Впервые этот региональный, затем всероссийский, а теперь и международный фестиваль, проводимый при поддержке правительства Новосибирской области и областного министерства культуры, прошел без участия его основателя Владимира Гусева – художественного руководителя и главного дирижера Русского академического оркестра Новосибирской филармонии в 1976-2023 годах. В декабре Владимир Гусев ушел из жизни, и волею произошедшего художественное руководство оркестром и фестивалем перешло к дирижеру Рустаму Дильмухаметову, работающему в оркестре с 2005 года. Однако спланировать фестиваль маэстро Гусев успел, и все его задумки удалось реализовать, подчеркивает нынешний руководитель коллектива. В частности, на «Струны Сибири» были приглашены два ярких ансамбля – «Воронежские девчата» Анны Ковригиной и «Россия» Дмитрия Дмитриенко.

Против стереотипов

«Струны Сибири» ломают стереотипный канон восприятия народного музыкального творчества, о котором порой отзываются с пренебрежением. «Не то что порой, а даже часто отношение такое: “балалайка-клюква-калинка”. Чем я могу это объяснить? Настоящих, профессиональных народных оркестров немного. Есть любительские, едва ли не в каждом городе, каждой области. А высокопрофессиональных по пальцам могу пересчитать. К тому же некоторые оркестры ушли в популярную музыку, они просто зарабатывают деньги, отчуждая публику или приучая ее к эстраде. Наш оркестр продолжает работать иначе, просвещая и воспитывая слушателя. Фестиваль действует по тому же принципу», – говорит Рустам Дильмухаметов.

С тем же вопросом о снобизме я обратился к бывшему директору Новосибирской филармонии, сегодняшнему руководителю службы развития филармонии Владимиру Миллеру. «У нас в каждом селе есть какой-нибудь народный хор. Им хочется на сцену. Наглядеться можно разного. Конечно, академическая музыка – это другой уровень. Но эта музыка незнакома большинству населения России, а любительское народное творчество им любимо. Благодаря работе филармонии можно услышать разную академическую музыку, в том числе и ту, что исполняется на народных инструментах. Я рад, что фестивальное дело Владимира Гусева живет. Именно филармония в свое время вывела на зрителя оркестр народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, ныне – Русский академический оркестр», – сказал Владимир Миллер.

«Струны» подневные

На открытии фестиваля в Государственном концертном зале имени А.М.Каца, 21 апреля, почти не было свободных мест (всего их 965). Впервые на одной сцене выступили «Воронежские девчата» и Русский академический оркестр. «Валенки», «Калинка», «Дорогой длинною» и прочие хиты были доступны и в онлайн-трансляции, которую посмотрели более 1500 человек. «Сотрудничество с новосибирским оркестром превзошло все ожидания – мы в восторге от уникального коллектива, который, как единый организм, чувствует малейшие нюансы, и от главного дирижера Рустама Дильмухаметова, высочайшего уровня профессионала», – сказала руководитель воронежского ансамбля Анна Ковригина.

На следующий день в Камерном зале филармонии (420 мест) был аншлаг: выступал малым составом Тувинский национальный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Эртине Тумат). Музыка на аутентичных инструментах ручной работы (прежде звучавшая, по словам директора оркестра Артыша Опуйлаа, в основном на территории Республики Тыва) сменялась разнообразием горлового пения. Коллектив уже участвовал в «Струнах Сибири», в первый раз его пригласил лично Владимир Гусев – неоднократно вспоминаемый на нынешнем фестивале, словесно и визуально.

23 апреля в том же зале и вновь практически при аншлаге состоялся концерт Ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной (директор-художественный руководитель – Дмитрий Дмитриенко). Виртуознейшие пьесы для сольных инструментов (особенно отмечу игру Олжаса Нурланова, обладателя Кубка мира по баяну 2021 года), песни, романсы в исполнении Ирины Крутовой и Максима Павлова составили концерт в двух отделениях, который, на мой слух, можно было сократить – без ущерба для воздействия.

Напротив, идеальным по таймингу был финальный концерт, собравший около 700 человек. Сводным оркестром (Русский академический плюс Ансамбль «Россия») попеременно, а затем и последовательно, в заключительном номере дирижировали восемь человек: Сыцин Чжан (Китай), Рустам Дильмухаметов (Новосибирск), Николай Алданов (Москва), Михаил Тоцкий (Республика Карелия), Олег Огнев (Республика Бурятия), Рустем Рахматуллин (Республика Татарстан), Сергей Корняков (Москва), Владимир Ефимов (Новосибирск).

Среди наиболее ярких моментов (одежда – в счет!) – бурятская народная песня «Авын буян ургуужэм» в интерпретации звонкоголосой Дашимы Соктоевой, настоящий «ручной балет» бурятки Нэлли Раднаевой и китаянки Ши Сы (исполнительниц на ятаге и эрху), а также мировая премьера пьесы новосибирского композитора Григория Зайцева «У русла ледяной Оби», посвященная памяти Владимира Гусева (задумывалась эта композиция совсем иной, виртуозной вещью на закрытие фестиваля, а получилась в чем-то близкой тому, что делают Георгс Пелецис и Петерис Васкс, хотя сам автор говорит, что «просто пишет музыку, без оглядок»).

Дирижируя словом

Фестиваль «Струны Сибири» дает возможность общаться – солистам, дирижерам, а это крайне важно для профессионального развития каждого из музыкантов, считает Николай Алданов, руководящий Русским народным оркестром «Москва» Института имени Шнитке. На фестивале и в Новосибирске он впервые. «Надо знать, чем дышат, чем живут люди. Творческих людей очень много, причем не всегда они рождаются в мегаполисе. Русский академический оркестр Новосибирской филармонии я знал, следил за творчеством Владимира Гусева – музыканта высочайшего уровня. Национальных оркестров много, но чтобы они работали так разнообразно – обращаясь не к одной лишь народной музыке, но и к классике, к творчеству современных композиторов… И новосибирский оркестр, которым руководит Рустам Дильмухаметов, и ансамбль “Россия” Дмитрия Дмитриенко – это созвездия талантов, развивающих жанр народного исполнительства, работающих для публики, но не в угоду ей, а воспитывая вкус», – подчеркивает Алданов.

«На фестивале показываются уникальные национальные инструменты. Кроме того, он позволяет поработать с выдающимся коллективом – Русским академическим оркестром. Ну и, конечно, общение, возможность посмотреть на работу коллег – дирижеров. Приезжая сюда, обретаешь новый опыт. Очень здорово, что в “Струнах Сибири” принимают участие азиатские страны. Желаю фестивалю и в дальнейшем расширять географию участников», – говорит Михаил Тоцкий, дирижер Оркестра русских народных инструментов «Онего» Карельской филармонии, впервые приехавший на новосибирский фестиваль, чтобы выступить в финальном концерте и как дирижер сводного оркестра, и как баянист (играл на гармони и дирижер Рустем Рахматуллин).

«На “Струнах Сибири” мы видим единение музыкантов, которые не только показывают свое искусство в отдельных концертах, но и выступают в сводном коллективе, что замечательно. Благодаря таким фестивалям происходит популяризация исполнительства на народных инструментах, но, что особенно важно, происходит это при участии профессиональных оркестров. Здесь именно стремление показать высочайший уровень, и здорово, что на фестиваль приходит молодежь, привыкшая, возможно, к чему-то более эстрадному», – отмечает Олег Огнев, художественный руководитель и главный дирижер Концертного русского оркестра «Забайкалье» (Республика Бурятия), уже третий раз привозящий в Новосибирск колоритных солистов.

«“Струны Сибири” – солидный и понятный своим профессиональным обликом форум. Конечно, нам хотелось, чтобы наш голос тоже здесь прозвучал. Тем более такая умная публика. Обычно ведь от нас, “народников”, ждут чего-то непременно веселого, разухабистого, а иногда хочется задуматься о глубинных смыслах, и фестиваль такую возможность предоставляет. Песни, которые мы поем, – это настоящие музыкальные спектакли», – продолжает тему Дмитрий Дмитриенко.

«Есть фестивали, куда съезжаются только русские народные оркестры, а у нас – разнообразие: репертуарное, исполнительское, дирижерское. По нашему подобию некоторые стали делать собственные фестивали. Я знаю, что в Екатеринбурге уже был третий форум национальных оркестров, и смотрю, что, честно говоря, они идут по нашему пути: приглашают тех, кто у нас был. Открытий, сопоставимых со “Струнами”, никто пока не сделал», – подытоживает Рустам Дильмухаметов.

Кода

Фестиваль получился зрелищным, шлягерным, но без перекоса в эстрадность и тривиальность. Хотя песенные номера составили весомую часть программы, удалось не перейти грань. Вряд ли кому-то из пришедших случилось забыть, что проходит событие в стенах филармонии, – настолько корректным и «неупрощенческим» было приглашение к жанру, существующему не в отрыве от академической традиции в привычном ее понимании. Это был действительно фестиваль профессионального искусства, как того и желали организаторы и участники.

Пояс астероидов и звуки балалайки События

Пояс астероидов и звуки балалайки

Завершилась IX Международная творческая лаборатория современных композиторов «Открытый космос»

Дюжина новых пьес для рояля События

Дюжина новых пьес для рояля

В Мастерской имени Антона Рубинштейна под эгидой musicAeterna собрались композиторы и пианисты

Гармония на руинах События

Гармония на руинах

160-летие со дня рождения Рихарда Штрауса отметили в Санкт-Петербурге

Королевские игры События

Королевские игры

75-летие Ефрема Подгайца отметили в Екатеринбурге оперой «Алиса в Зазеркалье»