И оркестр, и солист уже несколько лет вместе, но только сейчас впервые встретились на этой сцене. Статус Большого зала консерватории обязывает, и если для Дениса Мацуева – это родные стены, привычная обстановка с юных лет, то музыканты из Уфы тут всего четвертый раз. Готовились, репетировали с особым тщанием, что было заметно уже с первых нот Концерта №17 Моцарта, открывавшего вечер. Хотя инструменты у ГАСО РБ не барочные, строй современный, но казалось, что играют завзятые аутентисты – легко, прозрачно, с пониманием барочной манеры и приемов. Дмитрий Крюков выверил каждый нюанс, каждый штрих, выстроил баланс так, чтобы рояль парил над оркестром. Денис Мацуев в проигрышах живо реагировал на пикантные сфорцато, на реплики духовых, одобрительно кивая в сторону оркестра. Да и во время собственно исполнения находился в постоянном диалоге, обмениваясь спонтанными идеями и эмоциями. Пианист перед началом программы рассказал, что Концерт №17 для него особый, с ним он дебютировал 30 лет назад в БЗК, и память об этом событии не изгладилась у него до сих пор: «Я страстно мечтал и ждал возможности выйти и сыграть здесь, в Большом зале. И когда это случилось, я почувствовал себя самым счастливым человеком». С этим чувством Денис Мацуев играл Моцарта и в этот раз – стремясь передать красоту каждой фразы, каждого пассажа, сыгранного с изысканной выделкой.
Концерт Грига – музыка романтического склада, предполагающая, прежде всего, широкую эмоциональную амплитуду. И Госоркестр Башкортостана сразу же изменил характер звучания, позволив и обжигающие темпераментные кульминации, и живописные ландшафтные зарисовки. В первой части запомнилось выразительное соло группы виолончелей, каденция фортепиано, дошедшая в накале страстей до высшей точки. Эмоции до такой степени наэлектризовали зал, что после первой части публика не сдержалась и начала неистово аплодировать, а билетеры пошли с заготовленными букетами, решив, что это финал. Но музыканты не дали себя сбить с творческой волны, и вторая часть, на контрасте, умиротворила и успокоила слушателей, дав передышку перед заключительным раундом драмы. В третьей части восхитила не только легкость, с которой были исполнены виртуозные эпизоды, но и просветленные лирические моменты. Впечатлило финальное крещендо, когда оркестр постепенно «затопил» звуком Большой зал консерватории, дав энергетический импульс для последнего мощного высказывания пианиста. Эффект концерта Грига превзошел все ожидания, и публика не хотела отпускать солиста, щедро сыгравшего три биса.
«Для меня регионы всегда в приоритете, – подчеркнул Денис Мацуев после выступления. – Я вспоминаю, как начинал Александр Сладковский, который, как комета, пошел вверх. И у Госоркестра Республики Башкортостан вижу схожий темп восхождения. Формируется интересный коллектив, у которого взят курс на универсализацию. В их афише и весь классический репертуар, и современная музыка. Они всё играют с огромной отдачей, пониманием специфики стиля. Дмитрий Крюков внушает музыкантам основное: профессионализм, знания, мудрость, качество и главное – вовлечение в процесс. Это ключевой момент – суметь заинтересовать творчески оркестр, и это получается. Подготовка оркестра – уникальная, можно с ними сходу, на концерте записать диск – настолько они чувствуют солиста и музыку. Важно, что республика помогает, а на посту генерального директора оркестра – Артур Назиуллин, наш человек, воспитанный в “Новых именах” и понимающий всю значимость и сложность труда музыкантов. Дорогого стоит, что Артур, сам прекрасный кларнетист, сделавший карьеру в Москве, уехал в Уфу поднимать национальный симфонический оркестр. Давайте встретимся через пару лет, и я уверен, что коллектив еще больше преобразится. Я ощущаю в Госоркестре Башкортостана личную интонацию и эмоцию, которая может докипеть до какого-то невероятного Эвереста, что мне очень близко. Мы вместе выступали на моих фестивалях, есть планы о совместных гастролях за рубеж. Мне импонирует, что у них есть спонтанность, ради которой мы выходим на сцену. Я чувствовал вдохновение сегодня. Так что в моей коллекции оркестров прибавился очень серьезный игрок».
«Море» Дебюсси и «Пинии Рима» Респиги продолжили это виртуальное путешествие по странам и континентам. Сейчас оркестр достиг такого уровня мастерства и стабильности в игре, что Дмитрий Крюков может добиваться тонких настроек на персональный композиторский стиль. Дебюсси прозвучал действительно по-французски – красочно, но сдержанно, играя на полутонах, без имперской громогласности. ГАСО РБ сумел уловить мгновенную изменчивость настроений и смену планов, на которых построено сочинение Дебюсси. Совсем иначе предстал четырехчастный цикл «Пинии Рима». Итальянец Респиги брал уроки у Римского-Корсакова в Петербурге и усвоил его манеру смешивать тембры оркестра, создавать роскошный звуковой ковер с вытканными цветистыми узорами. Есть и нечто общее в идее этого цикла с «Морем» Дебюсси – желание автора показать пейзаж с пиниями (итальянскими соснами) в разное время суток, но при этом стилистика Респиги совсем иная, продолжающая программную линию, идущую от Берлиоза.
Слушалось сочинение с неослабевающим вниманием. Госоркестр Башкортостана и Дмитрий Крюков почти зримо «передавали» веселую суету вокруг виллы Боргезе с перекличками деревянных и медных духовых, затем мрачные катакомбы, из которых доносилась тема григорианского Sanctus, также воспроизводимая медными духовыми. Надо сказать, что Респиги написал довольно много сольных эпизодов духовикам, которые проявили себя и в «Пиниях Рима», и вообще в этой программе на исключительно высоком уровне. Один из примечательных моментов партитуры – в конце третьей части, когда вдруг включается запись с трелями соловья и голосами природы. В Большом зале консерватории это получилось эффектно и атмосферно, дав передышку перед финалом – шествием легионеров по Аппиевой дороге, усаженной пиниями. Уже по концерту Грига было ясно, что ГАСО РБ способен поражать звуковой мощью, а тут не скованный обязательствами баланса с солистом Дмитрий Крюков выстроил грандиозную волну, завершившуюся апофеозом. Удары тарелок, тутти медных, пассажи струнных нагнетали динамику до нескольких форте, празднуя победу – не только героев сочинения, но и свою личную, наслаждаясь безграничной свободой, с какой теперь ГАСО РБ способен исполнить любую партитуру.