Schubert. Winterreise <br> Cyrille Dubois, Anne Le Bozec <br> NoMadMusic, L’Oreille Fine Релизы

Schubert. Winterreise
Cyrille Dubois, Anne Le Bozec
NoMadMusic, L’Oreille Fine

Француз поет «Зимний путь» Шуберта. Мы вспоминаем, как философ Ролан Барт сравнивает манерное и искусственное, на его взгляд, вокализирование немца Дитриха Фишера-Дискау с естественным и полным жизни пением француза Шарля Панзера (который чудесно пел «Прекрасную мельничиху» тоже). Дело не в том, что Сириль Дюбуа француз, дело вовсе в том, что в Германии и во Франции внутри традиций Lied и mélodie сосредоточены принципиально разные подходы к слову. А Дюбуа только что по-настоящему отличился: он непревзойденно спел все mélodies Габриэля Форе, в которых стихи, например, Поля Верлена с их глоссолалией вяжутся в гирлянды звуков, как закованные во внешнюю безупречность иероглифы. Легко ли даже такому изощренному вокалисту, как Дюбуа, перепрыг­нуть во вселенную «Зимнего пути», где простые стихи Вильгельма Мюллера превращаются под действием гения Шуберта в некое чудесное единство, в котором и эмоции, и мысли, и метафизические наплывы неотторжимы друг от друга?

Тенор у Дюбуа характерного типа, это не haute-contre, а самый обычный лирический тенор не итальянского образца. Он мягок в движении, почти лишен vibrato, щедр в динамических нюансах. Дюбуа в высшей степени современный певец — ему свой­ственно выходить за рамки академического пения, искать краски в смежных «конфессиях».

Мы идем с Сирилем Дюбуа его «зимним путем». И поначалу нам кажется, что все вокруг уж слишком бело и чисто, как на обложке диска, как будто ничто нас вовсе и не тревожит. Не похоже ли это на запись Йонаса Кауфмана, который, будучи великим мастером пения и обладателем феноменального голоса, ухит­ряется как раз в «Зимнем пути» добиться такой пустоты смыслов, которую в этой музыке нельзя себе даже и представить?

Нет, мы обманулись. Голос Дюбуа куда как проще, чем у Кауфмана, но только у него совсем другой нюх на контенты. Певец поначалу как будто плетет свои иероглифы дебюссистского типа, как будто оплетает нас паутиной забытья. Он не хочет идти в глубинную психологию: ему истерические и экспрессионист­ские выплески Иэна Бостриджа противопоказаны, он не собирается ювелирно-микронно высвечивать мельчайшие душевные движения, как Кристиан Герхаер (они ведь, наверное, лучшие сейчас исполнители «Зимнего пути»?). Он чертит свой узор внутри самого страшного земного круга — круга долгой и безысходной меланхолии (вспомним ту самую фигуру Альбрехта Дюрера!), он для того и не накрашивает театральным гримом свой почти прозаический голос, чтобы мы нашли свою тропинку в таких высоких сугробах, за которыми нет никакого горизонта.

О чем бы ни пел нам Дюбуа — о блуждающем огоньке, об отдыхе (попробуй-ка отдохни в снежном поле!), о постоялом дворе (он может только сниться!), а уж тем более о мнимых солнцах, — он своим голосом, как шаман, полностью лишает нас надежды, света, мышления. Мы как бы находимся все время в полутьме давнего фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» или нового спектакля Елизаветы Бондарь «Макбет».

Тем, кто живет в стрессе, слушать запись Сириля Дюбуа нельзя. Тем более что пианистка Анна Ле Бозек добавляет своего ужаса к тому, что мы слышим. Она столь же радикальна в своем выборе действенной атмосферы безысходности. Лучше уж включить вальяжное пение Кауфмана — там можно хотя бы спрятаться за прельстительной красотой голоса Калафа.