Сольный релиз Михаила Плетнёва — событие в последние годы исключительное по редкости, и пристальный интерес к нему у отечественных меломанов, лишенных возможности посещать концерты исполнителя, неизбежен. Феноменальное мастерство пианиста не вызывает споров, однако трактовки с течением времени становятся все более волюнтаристки-субъективными, вызывающими не только жгучий интерес, но подчас и стихийное отрицание. Релиз сольного концерта в Берлинской филармонии 5 апреля 2023 года не является исключением. Альбом выпущен на независимом лейбле Farao Classics, среди артистов которого практически нет звезд первой величины (ранее Михаил Плетнёв выбирал таких лидеров звукозаписывающей индустрии, как, например, Deutsche Grammophon). Стоит подчеркнуть достойную работу звукорежиссера, которому удалось уйти от мертвой стерильности качества и сохранить ощущение живого действа с присущими ему неизбежными шероховатостями посторонних звучаний, ничуть не мешающими восприятию, а скорее создающих определенную атмосферу.
В альбом включены Интермеццо ор. 117 Брамса, Соната Алексея Шора ля минор, отредактированная и переработанная самим Плетнёвым, и несколько произведений Шопена (Баркарола, Фантазия, Полонез-Фантазия и Полонез до-диез минор ор. 26 № 1). Наибольшей удачей релиза стали именно сочинения Шопена, в особенности Баркарола: их отличают тонкая детализация, прихотливое rubato и жемчужный блеск пассажей. Три интермеццо ор. 117 Брамса оставляют менее однозначное впечатление: с одной стороны, невероятный пианизм и богатство звуковой палитры, но с другой — свобода интерпретации, переходящая подчас в следование произволу сиюминутной исполнительской воли. То, что убедительно воспринималось в изысканных шопеновских арабесках, ощущается чужеродным в сдержанно-благородном стиле позднего Брамса.
Своеобразное «послевкусие» оставляет Соната Алексея Шора. Безусловно, мастерство Плетнёва (в данном случае не только как пианиста, но и как композитора, доработавшего ее) позволяет представить произведение в лучшей из возможных интерпретаций. С другой стороны, встает вопрос об уместности включения сонаты в альбом в принципе. Так или иначе, концерт в Берлинской филармонии Михаил Плетнёв открывал Третьей Английской сюитой Баха, и она смотрелась бы в рамках этого релиза намного убедительнее: все же в окружении шедевров Брамса и Шопена соната Шора выглядит как сочинение поверхностное и вторичное. Безусловно, музыка этого автора занимает ныне определенное место в репертуаре пианиста, но в данном случае Плетнёв оказал композитору скорее «медвежью услугу».
В целом релиз можно воспринимать как многогранный и убедительный творческий портрет Плетнёва-пианиста последних лет. Невозможно отрицать поистине феноменальное владение инструментом, но рядом с этим совершенством сосуществует капризное своеволие трактовок, в которых собственно исполняемое отодвигается на второй план, подчиненное сиюминутным импульсам мэтра, пресыщенного холодной непогрешимостью своего пианизма.