На сцене Мурманской филармонии состоялся необычный концерт. Совместный проект московских и мурманских солистов «Музыка городов» привлек внимание публики своей оригинальной концепцией и мировой премьерой нового сочинения. Кончерто гроссо «Кисловодск» Дмитрия Онищенко (лауреата Конкурса имени Чайковского, концертирующего пианиста и члена Союза композиторов России) написано для четырех солирующих инструментов: скрипки, баяна, фортепиано и виолончели. Необычный состав исполнителей обязан случайной встрече четырех друзей в Кисловодской филармонии летом 2021 года. Дмитрий Онищенко, Иосиф Пуриц (лауреат 30 международных конкурсов, артист BBC, преподаватель по классу баяна РАМ имени Гнесиных) и солисты Мурманской филармонии Евгений Попов (скрипка) и Екатерина Охраминская (виолончель) помогли слушателям окунуться в атмосферу курортного города и услышать его неповторимое звучание.
«Как мы знаем, Кисловодск в конце XIX – начале XX века был местом притяжения творческой интеллигенции. Художники, писатели, музыканты – все стремились в этот чудесный город. Достаточно назвать имена Толстого и Чехова, или знаменитого художника Ярошенко, или Шаляпина, у которого здесь была дача, или Прокофьева, или Рахманинова… В силу этих обстоятельств Кисловодск сочетает в себе определенную академическую чопорность с южным ветром курортности и душевности. А такие противоположные вещи всегда дают интересные комбинации. В моем Кончерто гроссо я отдал дань уважения высокой культуре барокко, горячо любимому мной Сергею Прокофьеву, жанру танго – причем, нашему, советскому; не обошлось и без лезгинки, “изюминки” Кавказа, а также ритмов популярной музыки, которую слышишь, прогуливаясь по Курортному бульвару Кисловодска летним вечером...» – так характеризует свою музыку композитор Дмитрий Онищенко.
Премьера Кончерто гроссо идеально вписалась в концепцию «Музыки городов», которая дала возможность слушателям совершить музыкальное путешествие по миру, не вставая со своих кресел. Красочный видеоряд усиливал эффект присутствия, а хорошо известные произведения (например, «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы) от неожиданного соседства только выиграли и прозвучали свежо и ново.
«Мне очень понравилось, что произведения, изначально не связанные друг с другом, – Пуленка, Баневича, Сапожникова, Онищенко, Пьяццоллы – оказались объединены общей темой, и программа выстроилась цельно. Каждый композитор показал нам какую-то свою грань жизни города, а это, безусловно, интересно каждому из нас. Тема города близка современному человеку, и это важно. Потому что искусство должно отражать то, что волнует слушателей. Надеюсь, нам это удалось в нашем концерте», – комментирует прошедшее выступление Иосиф Пуриц.
«Мы необычайно горды тем, что именно в Мурманске, а не в Москве, состоялась премьера Кончерто гроссо «Кисловодск», а также тем, что оно было написано специально для нас. Мы с первого раза полюбили эту музыку, и с огромным удовольствием в ближайшем будущем познакомим с ней жителей Кисловодска, а также столичную публику», – резюмирует свои ощущения от премьеры Евгений Попов.