Звезда мировой оперной сцены, прославленный бас Ильдар Абдразаков посвящает сольный концерт 185-летию со дня рождения великого русского классика Модеста Петровича Мусоргского – самобытного композитора, чей уникальный талант был в полной мере оценен лишь в ХХ веке. В программу концерта 24 мая в Зале Чайковского вошли жемчужины камерной вокальной музыки Мусоргского – его лирические романсы, сатирические миниатюры и легендарный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Голенищева-Кутузова. Партию фортепиано исполнит знаменитая пианистка, концертмейстер театра Ла Скала Мзия Бахтуридзе, с которой у Ильдара Абдразакова давно сложился успешный творческий альянс.
Ильдар Абдразаков продолжает славную когорту выдающихся интерпретаторов творчества Мусоргского. С 2018 года на многих театральных сценах он неоднократно блистал в партии Бориса Годунова и сегодня считается эталонным интерпретатором этой роли. Премьерой оперы «Борис Годунов» с Ильдаром Абдразаковым в заглавной партии открывался, в частности, сезон 2022/23 в миланском театре Ла Скала. «Его мощный и вместе с тем чистый голос в сочетании с неотразимым сценическим обаянием и артистизмом завоевал восхищение критиков, назвавших его “замечательным басoм…, в голосе которого есть все – запоминающийся тембр, прекрасное легато и необыкновенное мастерство”» (The Independent).
В концертных программах Ильдар Абдразаков исполняет и лирические романсы Мусоргского, и его зарисовки из народной жизни, и сатирические миниатюры, продолжающие традиции Даргомыжского. В их числе такие шедевры, как «Много есть у меня», «Что вам слова любви», «Где ты, звездочка», «Ночь», «Козел», «Классик», Гопак, легендарная «Песня о блохе» и другие. Именно так будет составлена программа первого отделения и в предстоящем концерте.
Смысловой кульминацией второго отделения станет вокальный цикл «Песни и пляски смерти», написанный Мусоргским на стихи его друга Арсения Голенищева-Кутузова (некоторые тексты друзья создавали сообща). Композитор, всю жизнь стремившийся «создать живого человека в живой музыке» – достичь максимального жизненного правдоподобия, бытовой и психологической конкретности образов, – выражает в этом произведении свою любовь и сочувствие к народу и обездоленному человеку. Образы четырех песен просты и бесхитростны: отчаявшаяся мать у постели умирающего ребенка («Колыбельная»), крестьянин, замерзающий в лесу («Трепак»), мертвое поле, усеянное телами павших в бою воинов («Полководец»), молодая девушка, не успевшая вкусить счастья любви («Серенада»). Тема человеческого страдания, переданная в музыкальных образах, обретает невиданную доселе трагедийную силу звучания.
Партнершей Ильдара Абдразакова по ансамблю выступит грузинская пианистка Мзия Бахтуридзе – знаменитый концертмейстер миланского театра Ла Скала, которая выступает в качестве аккомпаниатора на крупнейших сценах по обе стороны Атлантики, сотрудничает с известными исполнителями, среди которых Рамон Варгас, Ольга Бородина, Роберто Фронтали, Барбара Фриттоли, Элина Гаранча, Пётр Бечала, Фабио Сартори. Знакомство Мзии Бахтуридзе и Ильдара Абдразакова состоялось в 2000 году, когда певец прибыл в Ла Скала по приглашению Риккардо Мути. «Она была единственным человеком, говорившим по-русски, а я в то время не говорил на итальянском языке. Она мне помогала и как пианист, и как переводчик. Мы подружились, стали вместе работать», – рассказывает певец. С тех пор музыканты стали близкими друзьями и не раз выступали в дуэте – в Италии, Японии, Мексике, США и других странах.