В мае кавер-гуру всех времен и народов Джо Кокеру исполнилось бы восемьдесят лет. А для организаций типа ЮНЕСКО 2024-й вообще в пору было бы объявить годом Кокера – здесь и 55 лет релизу его первого полноразмерного альбома, и 10 лет уходу певца из жизни… О тихом и ярком, странном и страстном обладателе голоса с выдающейся и трогательной хрипотцой вспоминает промоутер и журналист Дмитрий «Космич» Сараев.
В воскресенье днем, 17 августа 1969 года английская группа The Grease Band начала третий музыкальный день на Вудстоке. Из-за сумасшедших пробок лидер коллектива Джо Кокер добирался до места на вертолете и вышел на сцену, когда его музыканты уже успели сыграть несколько композиций без него. В итоге полуторачасовой сет Кокера & Co стал одним из самых запомнившихся на фестивале… Немалым «спонсором» планетарной славы Кокера был и кинематограф, однако – обо всем по порядку.
«С помощью друзей моих»
Джон Роберт «Джо» Кокер родился 20 мая 1944 года в английском Шеффилде и вырос в семье простого госслужащего. Очарованный скиффлом от Лонни Донегана и ритм-н-блюзом от Рэя Чарльза, он уже в двенадцать лет начал выступать в клубах. Вскоре Джо, будучи газовщиком, по вечерам пел американский R&B и блюз в пабах Шеффилда. В 1964 году со своей группой Vance Arnold & The Avengers Кокер записал кавер The Beatles I’ll Cry Instead. И, подписав контракт с крупным и на тот момент уже «антикварным» английским лейблом Decca Records, выпустил его. Однако этот релиз провалился в коммерческом плане, несмотря на то что в треке на гитаре играл молодой Джимми Пейдж.
Два года спустя Джо Кокер объединился с композитором, клавишником и бас-гитаристом Крисом Стейнтоном, также известным по работе с Эриком Клэптоном, The Who и Брайаном Ферри. Новая группа Кокера и Стейнтона The Grease Band привлекла внимание Денни Корделла, продюсера The Moody Blues и Procol Harum. В итоге Кокер записал сингл Marjorine, который каким-то образом стал второстепенным хитом в США. А уже в 1969 году Кокер выпустил свою собственную версию другой «битловской» вещи – With a Little Help from My Friends с аранжировкой Джимми Пейджа, который также играл здесь и на гитаре. Сам Пол Маккартни отзывался о кавере «битлов» от Кокера так: «Это было просто ошеломляюще, Джо перелопатил песню в соул-гимн, и я навсегда ему благодарен за это!» Трек имел огромный успех, вошел в десятку лучших в Британии и занял почетное 68-е место в Америке.
Более поздняя концертная версия With a Little Help from My Friends The Beatles в исполнении Джо Кокера
Для продвижения этого сингла и появившегося на его основе одноименного альбома 1969 года, первого в сольной дискографии Джо Кокера, он и его недавно реформированная группа The Grease Band много гастролировали, причем в основном по Штатам. А к лету 1969 года они уже стали фаворитами музыкальных фестивалей в Америке. Поэтому неудивительно, что промоутер Арти Корнфельд пригласил их выступить на том самом Вудстоке…
Дело не в шляпе, дело в Вудстоке
Джо Кокер был настоящим профессионалом. Его звезда вошла в свой зенит благодаря фееричному участию в фестивале Вудсток в августе 1969 года и последовавшему за ним в марте 1970-го одноименному документальному фильму. К слову, эта документалка буквально спасла тогда от разорения нынешнего монстра индустрии развлечений – корпорацию Warner Bros., но это, как говорится, совсем другая история… Фильм вышел в марте 1970 года, спустя чуть более полугода после тех трех дней мира, любви и музыки. И только ленивый или инопланетянин не слышали об этом мегасобытии множество историй-притчей. Но оценить творчество Кокера, его появление на Вудстоке и всю последующую карьеру, не видя все это своими глазами, практически невозможно! Поэтому фильм «Вудсток» является отличным пособием для знакомства с артистом… И вот когда ты видишь, как этот чудак выходит на сцену в кислотной футболке с принтом в стиле тай-дай, он выглядит растрепанным и совершенно сумасшедшим – и какая-то неведомая сила заставляет тебя прилипнуть к экрану и – смотреть-смотреть на него! Когда заиграла музыка, молодой еще Джо по-настоящему принялся «прокачивать» и публику легендарного фестиваля, и зрителя фильма… И здесь в первую очередь имеется в виду именно фирменное поведение, движения Кокера на сцене. Они казались судорожными и нескоординированными, да и на воображаемой гитаре он играл отвратительно! В голове рождается недоумение: «Что за странненький такой парень?» А потом Кокер начал петь. Этим грубым, скрипучим, тяжелым и блюзовым голосом – и вот в этот момент осознаешь: это был человек, который, несмотря на свою нестандартную внешность, так глубоко, буквально питаясь энергией вселенной, чувствовал музыку в своей душе. Ему просто не было дела до своего имиджа, поэтому и приходилось так передвигаться. Да, он выглядел странно, и кто знает, какие вещества могли действовать на него, когда он подошел к микрофону на сцене Вудстока. И он более чем справился, сделав миллионы рок-, блюз-фанов по всему миру своими поклонниками на всю жизнь.
Джо Кокер и группа The Grease Band на сцене Вудстока с Something’s Coming из мюзикла «Вестсайдская история»
Конечно, с течением времени что-то менялось, тай-дай-футболка уступила место стильным и демократичным пиджакам и рубашкам без галстука, но… Фирменные «ужимки» и голос всегда были с Джо и его публикой, будь то яркое выступление на Красной площади в 2005 году, или его последний концерт, случившийся менее чем за год до смерти артиста в теперь уже тоже почившем «Крокус Сити Холле»…
Почти «Инглишмэн ин Нью-Йорк»
Джо Кокер был англичанином, выросшим в Шеффилде. Он слушал много музыки Рэя Чарльза. Его фаворитами были американские блюзмены, такие как Мадди Уотерс, Хаулин Вульф и Джон Ли Хукер. Да и куда же без Элвиса Пресли! Лонгплей Кокера With a Little Help from My Friends вышел буквально за несколько месяцев до Вудстока и на тот момент еще не успел стать бестселлером в Америке, хотя одноименный сингл заглавной композиции уже имел большой успех в Англии еще в 1968 году. Карьера Джо действительно резко пошла вверх! В конце весны 1970-го Джо и его группа выступили в калифорнийском Чапел-Хилле, еще на одном крутом фестивале тех лет – Jubilee – вместе с другими грандами поколения: это и Джеймс Тейлор, и Grand Funk Railroad, и Би Би Кинг, и другие.
Вскоре Джо становится известен как один из самых успешных, но в то же время ультрасамобытных каверщиков – исполнителей чужих песен. Каждую из композиций Кокер сделал своей. Он даже прикоснулся к некоторым действительно архаичным стандартам.
Кавер на песню Bye Bye Blackbird, оригинал которой был выпущен в 1926 году Джеромом Х. Ремиком при участии Сестер Эйнджелус
На протяжении многих лет он продолжал петь и записывать более современные версии песен, которые все уже знали. Это и потрясающий кавер еще на один трек The Beatles She Came in Through the Bathroom Window, и трогательная «колыбельная» I Shall Be Released Боба Дилана, и множество классных хитов других авторов и исполнителей.
В свое время пресса писала о неприятностях Джо в Австралии, где большая часть его группы была арестована за хранение марихуаны, что, в свою очередь, не было чем-то «этаким» для рокеров того времени, да и современности тоже. Кокер в какой-то момент пристрастился к героину, хотя впоследствии ему и удалось избавиться от напасти. Однако Джо почти всю свою сознательную жизнь сражался и с алкоголем, и, насколько мне известно, эта привычка так и осталась вместе с ним до конца жизни.
Джо Кокер стал записывать и выпускать совсем уж лирические композиции к середине 1970-х, опять же, исключительно «по-кокерски» и незабываемо. Его фирменно-замедленная версия песни Билли Престона You Are So Beautiful, вышедшая в 1974 году, как это иногда случается в шоу-бизнесе, стала куда более мощным хитом по сравнению с оригиналом. И вообще, подобных случаев в карьере нашего героя было очень много!
В 1978 году Джо Кокер навсегда переехал в Соединенные Штаты, где сначала гостил на ранчо Джейн Фонды в Калифорнии, а чуть позже они с супругой купили дом в Колорадо. Судя по всему, Джо Кокер в итоге прожил, если конечно, это понятие и применимо для знаменитости такой величины, довольно спокойную и умиротворенную жизнь. В любом случае он никогда не был так уж без ума от всеобщего внимания и славы. Взрослея, он стал все больше и больше выпускать как раз умиротворенных, лирических композиций, причем все с большим и большим успехом. Чего, например, стоит один хит-дуэт с Дженнифер Уорнс в балладе Up Where We Belong, ставшей заглавной в саундтреке к фильму 1982 года «Офицер и джентльмен» с Ричардом Гиром в главной роли.
Концертное исполнение Up Where We Belong — Джо Кокер и Дженнифер Уорнс, 1983 год
Кинематограф – наше все!
Во второй половине 1980-х Джо добился огромного успеха, благодаря You Can Leave Your Hat On, в оригинале написанной и исполненной в 1972 году Рэнди Ньюманом. И здесь вновь не обошлось без «чудотворной» роли кинематографа – эта песня стала топ-хитом и одной из «визитных карточек» Кокера. Без нее впоследствии не обходился практически ни один концерт артиста – свою кинороль в этом сыграла шедевральная сцена стриптиза в фильме «9½ недель».
You Can Leave Your Hat On — официальное видео на главную вещь из саундтрека к фильму «9½ недель»
За последующие годы было выпущено множество сборников лучших хитов Джо Кокера, а его популярность растянулась на многие десятилетия! И опять кино: 2007 год – выходит романтическая музыкальная драма «Через Вселенную», основой которой были перепетые песни The Beatles, а топом саундтрека к фильму стал еще один хит-кавер «битлов» от Кокера Come Together. Здесь мы встречаем Джо в образе то ли бездомного, то ли уличного музыканта, но все с тем же безошибочным и единственным в своем роде голосом – а сам он там все такой же удивительно и трогательно странный, как на сцене и в одноименной документалке «Вудсток».
Кавер «битловского» хита Come Together в интерпретации Джо Кокера из саундтрека к фильму «Через Вселенную»
№1 в Зале славы каверов
Пожалуй, можно сказать, что голос Джо Кокера практически и никогда не менялся за все эти десятилетия его успешной карьеры – по крайней мере, на записи. Джо ушел из жизни в возрасте семидесяти лет, незадолго до Рождества 2014 года, от рака легких. Говорят, что он выкуривал чуть ли не по две пачки сигарет в день, пока не бросил эту дурную привычку в 1991 году, но, видимо, это все же сказалось на его здоровье…
Концерт Джо Кокера в Кельне (22.04.2013) из последнего концертного тура артиста. В его рамках в июне 2013 года состоялись и три концерта в России (Москва, Санкт-Петербург, Казань)
Джо Кокер так и не стал членом «Зала славы рок-н-ролла» в отличие от множества оригинальных авторов и исполнителей песен, что певец выпускал на протяжении более полувека. Но многие критики и топ-звезды считают, что Кокер должен быть там. Видимо, так произошло как раз оттого, что он в основном исполнял каверы – чужие песни. Но справедливости ради еще раз скажу: нельзя отрицать и то, что каждый раз, когда Джо Кокер выпускал хиты и треки чужого авторства, они сразу же становились его собственными. Никто и никогда не звучал так, как Джо Кокер. Он был настоящим профессионалом, став в итоге ни много ни мало достоянием современной мировой культуры!