И вновь прилетели птицы События

И вновь прилетели птицы

В ДМТ имени Н. Сац прошел смотр детских музыкальных театров

Музыкальные спектакли давно признаны представителями всех театральных искусств и жанров наиболее сложными и требующими самой большой подготовленности артистов. Поэтому обращение к видам музыкального театра детских непрофессиональных коллективов вдвойне заслуживает внимания. Один из крупнейших и по региональному охвату, и по составу участников всероссийских детско-юношеских театральных фестивалей – «Страна-Театр-Школа» – отметил подобные постановки особенно. Финал этого форума прошел в столичном Детском музыкальном театре имени Н. Сац. Ежегодно этот смотр проводит Ассоциация Музыкальных Театров при поддержке Министерства культуры РФ и в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Фестиваль охватывает разные регионы, и в этом году для показа в столичном финале (который традиционно проводится в ДМТ имени Н. Сац) спектакли отбирались в Республике КОМИ, Удмуртии и городе Севастополь. В двух отборочных турах из нескольких десятков спектаклей от каждого региона в финальный московский тур были представлены по три постановки от каждой области. Выбор осуществляли артисты столичных детских театров и фестивалей, педагоги театральных вузов и детских театральных студий: Алексей Андреев (режиссер и актер ДМТЮА, педагог сценического мастерства МГПУ), Екатерина Костеневская (актриса театра «Около Дома Станиславского), Денис Лазутин (главный режиссер театра «Лаборатория современной драматургии»), Иван Дерендяев (режиссер, актер, педагог ГИТИСа и детской студии ДМТ имени Н. Сац), Ярослава Дубинина (основатель и художественный руководитель независимого театрального объединения «ТЯТР.ЛСД»), Татьяна Меркулова (педагог по вокалу), Татьяна Бикмухаметова (солистка «Геликон-оперы»), Марина Пушкова (певица, актриса «ТЕАТРа.ЛСД»), Лидия Крылова (педагог по вокалу), Яна Алякина (хореограф, актриса Губернского театра п\у С. Безрукова), Оксана Тихомирова (хореограф ДМТЮА), Ирина Кузнецова (хореограф, детский театральный педагог), Анастасия Харитонова (артистка балета, руководитель Мастерской Театра и Танца «Seven Seas»).

В столичном финале наградами были удостоены все участники, кроме того спектакли оценивало специально сформированное детское жюри, в которое вошли ровесники участников фестиваля – юные актеры Детского музыкального театра юного актера и Детского театра имени Н. Сац. Специальный приз детского жюри и все награды фестиваля были вручены на церемонии закрытия в ДМТЮА.

Гран-при фестиваля был присужден, пожалуй, самому музыкальному спектаклю «И вновь прилетели птицы…», который одухотворенно и вдумчиво исполнили воспитанники Театральной студии «Люди» Центра допобразования Сыктывкара.

Примечательно, что во многих спектаклях музыка носила не прикладной характер оформления интермедий и пауз между сценами, но выполняла и весомые драматургические функции, когда танцевальные и хоровые сцены становились наиболее запоминающимися моментами. Артисты, участвовавшие в таких музыкальных номерах, получили отдельные награды. В номинации «Лучшая женская роль» награды удостоена Ксения Цывунина из театра-студии «Ордым» Гимназии искусств имени Спиридонова из Сыктывкара за роль Варьки в спектакле «В лабиринте Чеховских образов», который был поставлен как полноценная оперетта, детально проработанная сценографически и актерски.

Награды «Лучшая мужская роль» удостоен Владимир Черняев за роль Хромого в спектакле «Стая» Театральной студии «Ф.Арт» города Севастополь. Драматургия этой постановки словно специально создана для воплощения подростками-максималистами с взрывным детско-юношеским темпераментом. Перевоплощения юных артистов в животных следовали лучшим традициям Киплинга или Сетон-Томпсона: истории потерявшихся и брошенных собак превратились в драматичный разговор о любви и жестокости, добре и предательстве, смелости и дружбе. Монолог каждого персонажа исполнялся ярко и эмоционально. А сцена зажигательной пляски пса по кличке Хромой перед его трагической гибелью стала по-настоящему сильной вершиной спектакля. Помимо награды исполнителю этой роли Владимиру Черняеву, именно эта постановка была удостоена специального приза Детского жюри.

Награды «За лучшую хореографию» была удостоена Танцевально-театральная студия «Молчи и Танцуй. Дети» Ижевской Школы № 71 за спектакль «Ежик и Медвежонок». Трогательность сказки была многократно подчеркнута воспитанниками студии. К жанру танца довольно редко обращаются школьные театры, обычно детские театральные коллективы исполняют драматические спектакли, ведь музыкальные постановки требуют специальных навыков. Поэтому приобщение начинающих артистов к искусству хореографии и музыкального театра жюри отметило почетной наградой.

Отрадно, что музыкальные интермедии вносили важный колорит в драматургию всех спектаклей. Остроумные вплетения современных битов и речитативов оживляли «пересказанные» на современный лад «Архангельские сказки» – спектакля студии «Птица» из Ижевска (Удмуртия), удостоенного приза «За лучшую режиссуру».

Психоделическое музыкальное сопровождение выделяло необычный спектакль «Сборщик душ» Народной агитационно-художественной бригады «Колосок» Дома культуры «Дружба» поселка Балезино из Удмуртии. Своеобразная музыкальная палитра белорусской группы «S’unduk», с выразительными соло виолончели, красивой мелодикой и трогательными текстами многократно усиливала драматичную тематику этого спектакля. Агитбригады создаются, чтобы нести в массы самое актуальное искусство. Следуя этому принципу, балезинский «Колосок» смело и со свойственной, возможно, только юным актерам невероятной самоотдачей обратился к сложному разговору о причинах подростковых суицидов и наркомании.

В спектакле «Наш двор» Театральной студии «ТБМ» из Севастополя музыкальное сопровождение органично подчеркивало колорит эпохи Великой отечественной войны. В исполнении молодого поколения из Севастополя – города воинской славы, не так давно стоявшего перед угрозой новой войны, стихи и песни о Великой отечественной прозвучали особенно драматично. В итоге, довольно типичный для школьного театра жанр синтетического спектакля, совмещающего стихи и музыкальные интермедии, превратился в настолько ярко эмоциональную исповедь, что у многих зрителей наворачивались слезы.

Слезы, но уже от умиления, вызывал у публики и удостоенный приза за «Лучший музыкальный ансамбль» спектакль «Тайна старого дома» Детского фольклорного ансамбля «Лапоточки» Дома культуры села Зеленец. Невозможно было без восторга наблюдать, как и самые младшие артисты, и молодежь, и взрослые (которых было несколько, играющих на балалайке, гармони и рожках) темпераментно выплясывали хороводы и свадебные частушки. Красочные национальные костюмы, трогательные и зажигательные народные песни (спетые, в том числе, и на языке народов КОМИ), – все это демонстрировало лучший способ знакомства новых поколений с фольклорным наследием.

Приобщению к традициям, впрочем, служит и весь фестиваль в целом. Он призван не просто показать работы участников, но и продемонстрировать им богатейшее театральное наследие страны. Поэтому в финале участники собираются в столице, где успевают и город посмотреть, и в театры сходить, и обсудить результаты фестиваля на итоговом круглом столе с жюри, и стать слушателями ряда мастер-классов. Параллельно проводится «Школа юного театрального блогера», в рамках которой в нынешнем году состоялись мастер-классы по созданию контента о театре разных жанров спецкора «Вестей» и педагога журфака МГУ Гули Балтаевой, солистки оперы ДМТ имени Н. Сац и блогера Александры Антошиной, оперного критика Сергея Буланова, музыковеда Татьяны Яковлевой, саунд-дизайнера Ивана Дерендяева. От вопросов общей тематики блогов и способов привлечения аудитории, рассматривались специфические формы современного театра, симфонической музыки и приемы саунд-дизайна, позволяющие создать наиболее резонансный контент.

Главным результатом и конкурсных просмотров, и мастер-классов, и лекций можно считать восклицания участников: «Невероятно, что театр может быть таким необычным!» Именно для демонстрации многоликости и неисчерпаемости театрального искусства и задуман этот фестиваль, призванный воспитывать увлеченных, вдохновенных людей искусства будущих поколений.