Имя этого молодого американского пианиста стало широко известно благодаря Международному конкурсу имени Чайковского. Энджел Вонг завоевал симпатии многих меломанов и своей игрой, и подходом к репертуару, и своей влюбленностью в Россию, в русскую культуру. Это неслучайно, ведь мама нашего героя – музыкант из Саратова. И сделала все, чтобы ее сын приехал учиться в Россию. Только что Энджел Вонг (ЭВ) сыграл несколько знаковых концертов с Тульским филармоническим оркестром, Госоркестром Республики Татарстан и с Кремлевским оркестром. Евгения Кривицкая (ЕК) расспросила пианиста о его впечатлениях и планах.
ЭВ Я первый раз выступал с Тульским и Кремлевским оркестрами, каждый отличается по своей энергии. Но мне было удобно играть, и общение с дирижерами Владиславом Белоусовым и Константином Чудовским получилось очень комфортным. Я бы не стал сравнивать их в категориях «лучше – хуже».
ЕК С ГАСО Татарстана вы уже выступали на фестивале Concordia в ноябре, но тогда за пультом был Сесар Альварес. Теперь вы познакомились с Александром Сладковским, который славится своим умением аккомпанировать так, что солист чувствует себя абсолютно свободно. А как было у вас?
ЭВ Да, я сейчас первый раз встретился с ним на сцене Зала имени Сайдашева в Казани, но бывал раньше на его концертах в Москве, ходил в филармонию на абонемент Госоркестра Татарстана и всегда оставался в восторге. Поэтому возможность сыграть с ним для меня большая удача. Мы исполнили Концерт №20 Моцарта, дважды – в Казани и затем в «Зарядье», в Москве, и я должен сказать, что его оркестр феноменальный. Чувствуется, что они чуткие, любят музыку, поэтому играть с ними большое счастье.
ЕК У вас совпали взгляды на концепцию?
ЭВ Мы встретились на репетиции, проиграли один раз, и сразу же все пошло гладко, не было никаких разногласий.
ЕК Моцарт все же не мейнстрим для этого оркестра, хотя они прекрасно звучат и в этом репертуаре. Но главные достижения их – в более масштабных партитурах.
ЭВ До концерта в Казани я поговорил с Александром Витальевичем и сказал, что хотел бы именно с ним сыграть концерты Рахманинова. Все. И, может быть, в будущем даже записать. Я слушал второе отделение программы, где после Моцарта звучала Девятая симфония Брукнера. Меня очень взволновало исполнение, в третьей части я даже прослезился, настолько меня потрясла их энергия и в то же время детальная проработка: каждый инструмент имеет свое лицо, свой тембр. Так что, надеюсь, мы продолжим сотрудничество и сыграем Рахманинова, а может быть, и Концерт Бриттена.
ЕК Тот самый, что принес вам удачу в третьем туре Конкурса Чайковского! Удалось ли за это время его еще раз повторить?
ЭВ Пока нет, но, возможно, в следующем сезоне получится с Российским национальным оркестром в Большом зале консерватории.
ЕК Вы ведь еще учитесь, на каком сейчас курсе?
ЭВ Заканчиваю второй курс Московской консерватории.
ЕК Удается ли составить график так, чтобы посещать лекции? У вас же столько гастролей!
ЭВ Стараюсь находить баланс между учебой и концертами, не хотелось бы утонуть в бесконечных поездках. Сейчас для меня ценное время, пока я учусь в консерватории. Я хотел бы получить знания максимально. После окончания я еще успею наверстать с концертами. Для меня одинаково важно образование и концертный опыт.
ЕК Ваш любимый предмет?
ЭВ История зарубежной музыки. Наш профессор Ирина Кряжева так интересно рассказывает.
ЕК Вы, наверное, объездили после конкурса всю Россию?
ЭВ Да, это так. Рад, что сейчас открылись такие возможности. До конкурса я выступал больше за рубежом, а сейчас я побывал в городах Золотого кольца, которые меня давно привлекали. Каждый город имеет свой шарм и атмосферу. И везде я ощущаю невероятную поддержку публики. В Европе совсем не так, здесь особая душевность у людей в зале, я чувствую их благодарность артисту. На меня произвела большое впечатление Казань, я уже выступал там в ноябре и сейчас вернулся второй раз.
ЕК Удалось посмотреть Кремль?
ЭВ К сожалению, не успел. Жалею об этом, но график такой насыщенный, что после выступления все-таки предпочел отдохнуть. Впереди был перелет в Москву, концерты в «Зарядье» и БЗК. Надо было экономить силы и репетировать. Но я счастлив, что имею возможность путешествовать, выступать с разными оркестрами, расширять свой репертуар. Это необходимо, так как не хотелось бы повторять одно и тоже. После конкурса я выучил уже порядка десяти новых концертов с оркестром. Четвертый и Пятый Бетховена, Третий Прокофьева, Второй Шостаковича, концерты №20 и 23 Моцарта…
ЕК Сколько вы живете в России?
ЭВ Я приехал сюда учиться, когда мне было десять лет. То есть сейчас уже идет одиннадцатый год.
ЕК А где начинали учиться?
ЭВ Вначале в Гнесинской десятилетке, потом в ЦМШ, где я смог попасть в класс к Наталии Трулль. Моя мама в 1986 году ходила слушать ее выступления на Конкурсе Чайковского, рассказывала, как Наталия Владимировна играла во втором туре «Петрушку» Стравинского, «Думку» Чайковского. Теперь я продолжаю у нее учиться в консерватории.
ЕК У нее же звездный класс, Ева Геворгян там. Вы дружите между собой?
ЭВ Еще Владислав Хандогий, Елисей Мысин, Мариамна Шерлинг. Мне кажется, не в обиду другим, что у нас самый дружный класс. Мы делимся многим, любим друг друга, поддерживаем. Мы не конкурируем, понимая, что у каждого будет дальше свой путь. Конечно, такая атмосфера сложилась благодаря Наталии Владимировне. Она нас всех объединяет.
ЕК Знаю, что вас уже спрашивали, не планируете ли вы дирижировать. И пока таких намерений нет. А что насчет сочинения музыки?
ЭВ В детстве я много импровизировал, но никогда не записывал нотами. С того времени у меня осталось желание написать балет. Мне очень нравится этот вид искусства, я сам девять лет занимался танцами, сейчас часто хожу в театры – был в Большом, теперь мечтаю выбраться в Мариинский. Хочу увидеть все балеты Стравинского, «Спартак» – это один из моих любимых балетов, и «Ромео и Джульетта».
ЕК Но вы же выступали в Мариинском театре с Валерием Гергиевым?
ЭВ Да, первый раз это был гала-концерт лауреатов Конкурса Чайковского. И потом еще раз соло, уже в Концертном зале «Мариинский» – привез сочинения композиторов-импрессионистов: Дебюсси и Равеля.
ЕК То есть летом, на каникулах, вы поедете в Петербург смотреть балеты. А будут ли вообще у вас каникулы?
ЭВ Лето – довольно загруженный период, планируются мои концерты в Европе: в Германии, Хорватии, Испании, Италии, дальше в США.
ЕК Вы очень хорошо говорите по-русски. Знание языка у вас с детства, от мамы?
ЭВ Дело в том, что дома в Америке я как раз не разговаривал на русском. Основным языком был английский, я ходил в американскую школу. Мама со мной занималась, и бывало, что она мне что-нибудь говорила по-русски, я ее понимал, но ответить мог только по-английски. Приехав в Москву, я стал заниматься с репетитором с нуля. Через год стал читать простые тексты, учить наизусть стихотворения – Пушкина, Есенина.
ЕК Мама с вами поехала?
ЭВ Нет, я жил с бабушкой и дедушкой по маминой линии. Моя старшая сестра, скрипачка, тоже училась в ЦМШ и Московской консерватории у Ирины Бочковой. И мама окончила ЦМШ, ее одноклассниками были Вадим Руденко, Евгений Бушков. Она решила, что и мне лучше получить музыкальное образование в России.
ЕК Вы с ней согласны?
ЭВ Теперь да. Тут великолепно преподают гармонию, сольфеджио, все другие предметы. Мне нравится сама атмосфера, в которой я нахожусь. Консерватория действительно храм музыки, я испытываю невероятные эмоции при мысли, что тут когда-то ходили Рахманинов, Скрябин. Чувствую духовную связь с ними. Они будто присутствуют здесь. Когда я играю в Малом или Большом залах консерватории, то думаю о величайших артистах, которые тоже здесь выступали. Владимир Горовиц, Клаудио Аррау с концертом Брамса. Я словно путешествую на машине времени.
ЕК Я была, кстати, на концерте Горовица в 1986 году, когда он приезжал в Москву. Слушала его со второго амфитеатра Большого зала консерватории.
ЭВ Моя мама тоже была, рассказывала, что люди ночами стояли в очереди за билетами, пытались прорваться. Мама как-то протиснулась без билета. Если бы можно было вернуться в то время, то я бы в первую очередь хотел бы попасть живьем на Горовица. Это один из моих любимых артистов. Я переслушал, наверное, все его записи. Он уникален.
ЕК То, что вы учитесь и живете в России, не стало препятствием для ваших международных гастролей?
ЭВ Иногда возникают такие разговоры. Но я давно живу в России, и для меня как артиста главное – дарить людям радость и служить искусству. Я с большой любовью буду играть для любой аудитории, неважно, в какой стране. Потому что я считаю, что музыка нас объединяет, делает добрее.