Время Рэттла События

Время Рэттла

К 75-летию Симфонического оркестра Баварского радио

Единственный в мире бездомный оркестр топ-класса отмечает летом 2024 года юбилей. Коллективу, возглавляемому с текущего сезона сэром Саймоном Рэттлом, в действительности негде праздновать событие, кроме как в чужом зале: строительство в индустриальном районе Мюнхена Берг-ам-­Лайм нового Концертхауса, который по идее должен стать базой Симфонического оркестра Баварского радио (BRSO), до сих пор не началось, более того, обсуждение проекта отложили в долгий ящик из-за споров, связанных с финансированием будущего объекта. Власти Баварии, с одной стороны, гордятся достижениями оркестра, подчеркивают его престижные позиции на международной музыкальной сцене, с другой — все же не проявляют должного энтузиазма в решении проблем, связанных с планированием проекта, который, без сомнения, можно назвать одним из самых значительных (и самых затянувшихся!) для Мюнхена как культурного центра Европы.

Полемика вокруг возведения нового Концертхауса велась еще при жизни Мариса Янсонса, а между тем с момента его кончины в 2019 году много воды утекло, и изменились не только сами сроки реализации проекта, но также бюджет (теперь речь идет о сокращении инвестиций и поиске более дешевого варианта), появились некоторые нюансы, связанные с опытом возведения на реке Изар временной филармонии (в частности, обнаружились ее функциональные недостатки: «За кулисами так тесно, что с контрабасом туда едва протиснешься», — пожаловалась представительница партии «зеленых» Санне Курц). Май — время собирать камни. Пора прояснить ситуацию, обтекаемо названную Рэттлом «весьма загадочной». На кону репутация правительства Баварии и имидж Мюнхена — ее музыкальной столицы. А еще впереди новый сезон, на который оркестр возлагает большие надежды. Все вовлеченные в процесс институции должны до конца весны представить отчет и, наконец, обнародовать дату закладки фундамента. По словам министра науки и культуры Маркуса Блюме, власти прилагают все усилия, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки, но одновременно с этим в разных интервью политик пускается в размышления об eco-friendly архитектурном решении Концерт­хауса, с висячими садами и пасущимися на крыше овцами. Кажется, что экологическая повестка теперь куда более важна для будущей площадки, чем инженерные работы по созданию безупречной акустики.

Несмотря на обстоятельства, не особо располагающие к веселью, музыканты Симфонического оркестра Баварского радио и их британский шеф сохраняют оптимистичный настрой — все же за три четверти века, что существует коллектив, бывало всякое.

курсив
Музыканты Симфонического оркестра Баварского радио и Саймон Рэттл

***

13 июля 1949 года центральная Европа изнывала от жары. Рихард Штраус выехал из своей виллы в Гармиш-­Партенкирхене и направился в Мюнхен, на Хопфенштрассе, где располагался радиовещательный центр. Там, в первой студии, его ожидали музыканты оркестра, собранного менее двух недель назад — 1 июля. Произошла историческая и очень символичная встреча, напоминавшая олимпийскую передачу огня — от легендарного 85‑летнего композитора молодым людям, будущее которых еще впереди. Подобный обряд преемственности традиций и наследования от поколения к поколению — альфа и омега в истории Симфонического оркестра Баварского радио. Кстати, в тот день создатель «Саломеи» в последний раз встал за дирижерский пульт. Вскоре могучее здоровье Штрауса пошатнулось, и он ушел из жизни всего через два месяца после выступления в эфире с музыкантами радиооркестра.

Сэр Саймон Рэттл — шестой главный дирижер BRSO. С каждым из предшественников англичанина связан достаточно продолжительный этап в истории оркестра, охватывающий до нескольких десятилетий. У истоков стоял немец Ойген Йохум (на фото слева), ярый пропагандист наследия Брукнера и пионер записи всех его девяти симфоний. Именно Йохум обеспечил баварцам уверенный старт в мир большой музыки. Подобно Виллему Менгельбергу, который благодаря своему дирижерскому мастерству в короткие сроки вывел музыкантов Королевского Консертгебау в люди, Йохум, педагог высочайшего уровня, энергичный и инициативный маэстро, заложил основу для процветания радиооркестра — сплотил вокруг себя лучшие на тот момент музыкальные силы (в их числе — высококлассные струнники-­ансамблисты, а также прославленные солисты-­духовики). Кроме того, он наметил важные творческие векторы, определяющие деятельность оркестра и по сей день: создание обширного фонда радиозаписей, концерты в Германии и за рубежом, исполнение актуальной музыки в рамках спецсерии-­фестиваля musica viva.

В 1961 году у руля BRSO встал Рафаэль Кубелик (на фото справа) — политически несгибаемый уроженец Богемии, сделавший головокружительную карьеру в Европе и США. Этот творческий союз просуществовал восемнадцать лет, и в истории коллектива именуется «золотой эрой». Если маэстри того времени в большинстве своем придерживались диктаторских принципов работы, то для сына скрипача-­виртуоза дирижирование, напротив, базировалось на демократических принципах и взаимном уважении. Будучи по своей сути приверженцем концепции musica viva, Кубелик проявлял азарт в продвижении новых и редких произведений. Как сын своей родины, он представил немецкой публике все богатство чешского репертуара. Профессиональный кругозор, любознательность и пытливость привели дирижера к Густаву Малеру — Кубелик внес значительный вклад в возрождение интереса к его наследию. Более того, впервые в Германии, в период с 1967 по 1971 год, он осуществил запись всего малеровского цикла, до сих пор не утратившую ценность благодаря впечатляющей музыкальности, осмысленности и масштабности исполнения. Для баварцев Кубелик стал не просто идейным лидером, близким соратником, но, пожалуй, самой влиятельной фигурой, определившей дальнейший творческий курс BRSO.

В 1980‑х в стиль южногерманского оркестра проникают джентельменский аристократизм и деловитость — преемником выдающегося чеха стал гость с Туманного Альбиона Колин Дэвис. По его инициативе в репертуаре BRSO появились английские авторы, что логично, а также сочинения Берлиоза и Сибелиуса. В ранних 1990‑х Баварский радиооркестр начал сотрудничать с американской легендой дирижирования — Лорином Маазелем, музыкантом с феноменальной памятью и требовательностью, достойной самого Малера. Маазель ставил перед собой совершенно конкретные цели. Прежде всего, он до блеска «отполировал» симфонии Бетховена, Брамса, Брукнера, Шуберта, симфонические поэмы Штрауса. «Уделяя большое внимание технической стороне исполнения, он гарантировал оркестру незыблемую уверенность в своих силах, — рассказывает контрабасист Отмар Копольд. — Маазель был известен тем, что всегда тщательнейшим образом готовился к выступлениям, так как считал невозможным добиться по-настоящему эмоциональной интерпретации без абсолютно надежной технической основы». Под руководством Маазеля коллектив стал регулярно выезжать на гастроли.

В 2003 году пост главного дирижера BRSO занял Марис Янсонс. Его взору предстал высокомотивированный, высококвалифицированный оркестр, способный к творческому мышлению и решению самых сложных задач. Янсонс же, в свою очередь, покорил музыкантов тем, что в нем сочетались такие качества, как неудержимый темперамент Кубелика и беспрецедентная педантичность Маазеля. Как человек советской формации, Янсонс воспевал гений Шостаковича, поэтому записал с BRSO бóльшую часть его сочинений. Гастроли Янсонса с баварцами способствовали укреплению репутации оркестра как одного из лучших в мире.

В январе 2021 года культурной общественности представили нового лидера BRSO — сэра Саймона Рэттла. К тому времени любимец британской публики и экс-руководитель Берлинских филармоников уже имел опыт сотрудничества с радиооркестром — их знакомство произошло в 2010 году, и спустя десятилетие после дебюта с баварцами дирижер признался в том, что в их компании сразу же почувствовал себя как дома. Вступив в должность, Рэттл объявил о своем намерении проводить образовательную деятельность для обновления публики BRSO за счет миллениалов. Он также позитивно настроен в отношении концертных версий оперных партитур и продвижения принципов исторически информированного исполнения соответствующей музыки.

В предстоящем сезоне будет много того, что давно отвечает вкусам Рэттла (симфонии Малера, триптих Моцарта — симфонии №№ 39–41 в одном вечере, «Страсти по Матфею» Баха), но также и того, что точно придется по сердцу мюнхенцам: фрагменты из «Тристана и Изольды» со Стюартом Скелтоном и Лиз Давидсен в титульных партиях, Брукнер в окружении Вагнера, Веберна и Лигети. «Немецкий реквием» Брамса стоит в одной программе с пьесой Remembering («Воспоминание») Тёрнеджа, написанной композитором на смерть джазового гитариста Эвана Скофилда (ранее с Лондонским симфоническим оркестром Рэттл комбинировал эту получасовую пьесу с Шестой «Трагической» симфонией Малера). Конечно, не обойдется без программ с музыкой только второй половины XX века. В конце года Рэттл также отправится с BRSO в турне по Азии с заездом в Сеул, Токио и Тайбэй (ноябрь — декабрь текущего года); до этого, летом, фактически уже через пару месяцев, появится на фестивалях в Графенегге, Зальцбурге, Люцерне, а затем, в сентябре, в Берлине, Лондоне и Дублине. Очень привлекательным дополнением к грандиозным планам маэстро выглядят утренние семейные концерты. Как говорит одна из участниц радиооркестра, в Рэттле поражает его неуемное любопытство, стремление узнавать что‑то новое, при этом не задирая нос и не впадая в заносчивое позерство и высокомерие.

А что же насчет здания Концертхауса? Рэттл готов за него бороться, используя в том числе и легендарный английский юмор. Что ж, пожелаем удачи этой англосаксонской музыкальной коалиции.