Герои-романтики в «Зарядье» События

Герои-романтики в «Зарядье»

Скрипач Никита Борисоглебский выступил с РНО под управлением Федора Безносикова

Романтические концертные программы привлекают мелодичностью, открытой искренностью выражения образов и чувств, задуманных композитором. Подобные сочинения, как явление эмоционально-чувственное, считаются более понятными и популярными, чем программы других стилевых направленностей. Традиционно обеспечивая успех у широкой публики, они гарантируют наполняемость залов, и вечер 19 мая не стал исключением из правила. Однако воскресный эмоциональный вектор «Зарядья» не дал ни малейшего шанса обыденности. Главные герои-романтики – Российский национальный оркестр, дирижер Федор Безносиков и солист Никита Борисоглебский – сделали вечер незабываемым.

Увертюра к опере «Оберон» К.-М. фон Вебера, скрипичные концерты Ф.Мендельсона и Я.Сибелиуса всегда были и будут в когорте самых исполняемых сочинений концертного репертуара, известных как любителям-меломанам, так и профессиональным музыкантам. Менее часто можно услышать симфоническую поэму «Весенняя песнь» Сибелиуса. Светлая, в нежных весенних тонах, полная надежды и любви, тонкая музыка оттенила сумрачный, суровый, полный напряженного драматизма характер его Скрипичного концерта.

В целом программа была во многом под стать фигуре Федора Безносикова-дирижера. Характерное изящество жестов молодого музыканта, их элегантность и пластика, подобная смычку, дает возможность догадаться об изначальной природе его дирижерского стиля даже непосвященному.

Как скрипач-солист и ансамблист Безносиков – обладатель лауреатских званий значимых состязаний: международных конкурсов имени Ю.Янкелевича, М.Юдиной, В.Спивакова и других. Было заметно, что он хорошо знаком с партиями солирующей скрипки в концертах Мендельсона и Сибелиуса и прекрасно представляет их исполнительские нюансы. Это немаловажное обстоятельство значительно поспособствовало живому музицированию, естественному взаимопониманию оркестра и солиста.

Индивидуальное «камерное слышание» Безносикова отразилось в его работе со звучанием фактурных элементов партитуры: в стремлении к детализации ансамблевых и тембровых взаимодействий внутри оркестра. В большей степени это происходило у струнных, в меньшей – в группе духовых, отличавшихся не всегда оправданной ритмической свободой. В целом заряженный молодой энергией, слаженно звучавший коллектив оказал немалую поддержку в создании образов, красок и эмоций этого вечера творческому тандему Безносикова – Борисоглебского при очевидном лидерстве последнего.

Немаловажным в этом смысле помимо всего прочего стал визуальный контраст интеллигентных жестов дирижера и мощных, стихийных сценических движений солиста, задавшего темп, характер звучания, ведшего за собой не только оркестр, но и всех вокруг.

Можно сказать, что тема лидерства была символичной для происходивших на сцене событий в целом. Сама идея исполнения в один вечер двух крупномасштабных скрипичных концертов выглядит крайне смелой. На подобный шаг солисты идут нечасто, поскольку для этого нужны недюжинные силы – духовные и физические.

Чего стоит только выдержать один Концерт Сибелиуса с его невероятно сложной скрипичной фактурой, проживая образы эмоционально напряженных мрачных миров! Это сочинение – не только достижение композиторского творчества, но и максимальное средоточие выразительных средств скрипки, испытывающих возможности музыканта, задавшегося целью его исполнить. Но Борисоглебский, кажется, не придает этому большого значения, поскольку в первом отделении представляет публике еще и Концерт Мендельсона – изящный по стилю, менее энергетически затратный, но обманчивый своей мнимой простотой. Все это говорит об уверенности солиста и колоссальном запасе его творческих сил.

Современный стиль Никиты Борисоглебского вряд ли можно назвать «стилем скрипача» в привычном понимании. Присутствуя на его концертах, невольно ловишь себя на мысли, что важность техники незаметно уходит на «тридцать второй план»: она настолько совершенна, что ее не замечаешь вовсе. Технический элемент, прием, штрих, любое средство выразительности здесь соответствует образу, характеру музыки, и более детально – эмоциональной окраске фразы, предложения, реплики. Мы вроде бы слушаем скрипку и скрипача, но в реальности видим яркие картины, переживаем тонкие чувства, сиюминутно сосуществуем с ними. Солист заманивает в мир своих идей и представлений, а слушатель мысленно идет следом, подчиняясь его воле, словно флейте заклинателя змей.

Концерт Сибелиуса – один из «коронных номеров» в репертуаре скрипача. Отслеживая его версии интерпретаций сочинения, можно отметить «вызревание» идей, задуманных в более ранние годы. К примеру, записи с Конкурса имени Я.Сибелиуса и более поздняя, 2017 года, из Большого зала Московской консерватории, при всей легко узнаваемой исполнительской манере скрипача некоторой «иллюстративностью» тяготеют к традиционным прочтениям виртуозно-романтических концертов.

Сегодняшнее же исполнение – откровенное, обезоруживающее своей искренностью высказывание, полное «глубин ледяных морей, заснеженных горных вершин», натиска мрачной стихии и холодного штиля застывшей природы: картина мира, созданного волей Всевышнего. Все, что было задумано музыкантом ранее, обрело масштаб, невероятную силу и энергию, зрелость и особую стихийную свободу, органично сочетающуюся с характером самой музыки. Буквально околдовывает слушателя мощь и объем звучания, глубокий бархатный тембр инструмента и бесконечно «длинный смычок», создающий характерное для Борисоглебского «льющееся» легато. По словам скрипача, музыка Концерта Сибелиуса во многом созвучна его внутреннему миру. Возможно, по этой причине с каждым новым его выходом на сцену бессмертное сочинение раскрывается все глубже.

Не менее яркими и интересными были сольные бисы: финал Второй сонаты Изаи (знаменитые «Фурии») и Речитатив и Скерцо Крейслера – виртуозные хрестоматийные сочинения прозвучали в своеобразном «шлейфе» эмоционального заряда только что отзвучавшего сочинения Сибелиуса, и так, будто это ничего не стоит…

Безусловно, выступление Никиты Борисоглебского в «Зарядье» – явление знаковое не только в рамках российской концертной жизни, но и как одно из достижений мирового скрипичного исполнительства. Отрадно понимать, что сегодня мы наблюдаем период расцвета крупнейшего лидера, без преувеличения яркой звезды, дающей надежду и ориентир для взросления будущих поколений отечественной скрипичной школы.