Без голых торсов События

Без голых торсов

Красноярский «Корсар» затмил формы содержанием

Если театр берется ставить балет «Корсар», значит, одно из двух: либо его труппа так хороша, что освоила всю классику «первого» ряда и – делать нечего – нужно дотягивать до классики ряд «второй», либо с классикой первого ряда труппа не справляется, и это нужно замаскировать.

Классика «первого» ряда – спектакли XIX и XX веков, каждый из которых признан шедевром как единое целое (пусть даже с изъянами и разночтениями) и требует от труппы безупречной академической формы. Таковы «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», классические ансамбли «Пахиты», «Шопениана» Михаила Фокина, основные балеты Джорджа Баланчина, Юрия Григоровича и других выдающихся советских и зарубежных хореографов ХХ века.

Как видим, не так уж много; первоклассным труппам вроде Большого и Мариинки нетрудно столкнуться с проблемой, когда все это освоено, а зритель требует новых академических блокбастеров.

Классика «второго» ряда – спектакли, где ни цельности, ни даже устоявшейся композиции не было изначально (каждый следующий постановщик перекраивал действо как хотел), но в этой исторической мясорубке уцелели отдельные ценные номера. Таков «Корсар», где изначальную партитуру Адольфа Адана заслонили дополнения других композиторов, а изначальный замысел хореографа Жозефа Мазилье – сцены и танцы Жюля Перро, а также Мариуса Петипа, его сподвижников, а затем редакторов ХХ и XXI веков.

На волнах позднейших наслоений и всплыли номера-шедевры, благодаря которым «Корсар» входит в категорию «классика»: дуэт героев, ставший конкурсным хитом и часто превращаемый в трио, еще один дуэт (pas d’esclave), трио одалисок, большая картина «Оживленный сад», ряд женских вариаций, а также залихватский опереточный галоп корсаров с саблями и не менее лихой «Форбан». Проблемы труппы, берущейся за «Корсара», легко диагностировать по тем операциям, которые она предпринимает с его хореографическим материалом.

Красноярский театр пригласил «оперировать» Юлиану Малхасянц, в прошлом – яркую характерную солистку Большого театра. Среди ее сценических партнеров был и Сергей Бобров, тоже характерный танцовщик Большого, много лет руководивший красноярским театром по окончании исполнительской карьеры в Большом.

Казалось бы, красноярской труппе предстояло решать проблему номер один: классики «первого» ряда в ее репертуаре много. И это не только топовый джентльменский набор – «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Шопениана», – но и не идущая нигде, кроме Большого и Краснодара, «Раймонда» в редакции Юрия Григоровича – энциклопедия виртуозных танцев Мариуса Петипа с их игрой самыми красивыми линиями.

Однако Юлиана Малхасянц проявила строгость. Все, что касается каких бы то ни было форм, она недрогнувшей рукой (чтобы не сказать – ногой) подчинила новому содержанию.

Надежнее всего в красноярском «Корсаре» замаскирована форма труппы: все тела буквально скрыты шальварами, штанами, шалями, покрывалами и прочими восточными одеяниями (художник по костюмам – Наталья Земалиндинова). Ни голых торсов, ни обтянутых трико ног, ни классических пачек даже в тех танцах, где хореография рассчитана на такой тип костюма, – одеяниям красноярского «Корсара» могут позавидовать персонажи телесериала «Великолепный век», который можно было бы снимать в декорациях Марии Высотской. Основа оформления – огромный трехпролетный мост во всю сцену, напоминающий аналогичное строение в балете «Катарина, дочь разбойника» – предыдущей нашумевшей работе театра. По ходу действия его по мере необходимости дополняют восточные пейзажи на заднике, дворцовые арки, скалы в гроте корсаров и видеопроекции морской бури.

В такой ситуации ожидаемой жертвой пал «Оживленный сад» – вставная картина Мариуса Петипа, где танцы женского кордебалета во главе с примой-балериной образуют зримое многоголосие, предвещая симфонизм хореографии «Баядерки», «Спящей красавицы» и «Раймонды».

Малхасянц не купировала эту сцену, однако заменила танцы Петипа для кордебалета в пачках собственной хореографией для персонажей, которых трудно назвать иначе, нежели «чудо в перьях»: кордебалет одалисок, украшенных разнообразными перьевыми украшениями, подобен танцовщицам парижского «Лидо». По логике постановщицы они наглядно иллюстрируют жизнь в гареме по формуле «птица в золотой клетке».

Против этой формулы восстает похищенная Сеидом-пашой и упрятанная в гарем главная героиня Медора, для которой Малхасянц поставила драматичный монолог.

Попытки драматизации сюжета этим не ограничились: Малхасянц перестроила весь характер отношений Медоры с Сеидом-пашой. Из комического старика, которого обводят вокруг пальца две обворожительные примы – Медора и ее подруга Гюльнара, –  Сеид-паша превратился в молодого воинственного красавца, полноценного соперника  главного героя. По логике Малхасянц в такой ситуации выбор героини в пользу возлюбленного – корсара Конрада – более принципиален нежели в прежних версиях, где для раздумий о выборе между богатым стариком и молодым разбойником практически нет повода.

Перестраивая характеры и отношения персонажей, постановщик реабилитирует антагониста главного героя, корсара Бирбанто. В классической версии он завистливый предатель, усыпляющий Конрада и похищающий Медору в отместку за то, что Конрад отпустил на волю захваченных корсарами в плен подруг своей возлюбленной. Однако Малхасянц сочла, что главный герой небезупречен: единолично распорядиться общей добычей – не по понятиям.

В итоге, в отличие от версий, где море разностильных танцев бурлит и плещется вокруг примы-балерины, красноярский «Корсар» скорее мужская история. В борьбе за прекрасных невольниц харизматичный Сеид-паша (Кирилл Литвиненко и Егор Осокин), героический Конрад  (Юрий Кудрявцев, Георгий Болсуновский, Матвей Никишаев), удалой Бирбанто (Георгий Болсуновский и Олексий Скалюн) и комичный Исаак Ланкедем (Иван Карнаухов, Даниил Костылев) яркостью эмоций и актерских красок заслоняют главных героинь, хотя их роли исполняют технически крепкие и обаятельные балерины: Медору – Анна Федосова и Екатерина Булгутова, Гюльнару – Олеся Алдонина, Елена Михеечева и Анастасия Нигматулина.

В балетах со столь откровенно служебной, да еще и собранной из разных источников, музыкой нечасто приходится обращать внимание на звучание оркестра. Тем приятнее, что в данном случае повод для этого есть.

Дирижер Эльдар Нагиев, скрипач по первому образованию, окончивший Новосибирскую консерваторию по специальности «Симфоническое дирижирование» по классу Алексея Людмилина, имеет большой опыт работы с оркестрами Европы, Южной Кореи и России как в симфонических, так и в театральных жанрах.

С Красноярским театром оперы и балета Эльдар Нагиев сотрудничает всего год, но уже крепко держит в руках основной оперный и балетный репертуар. Благодаря ему сбалансированное и праздничное звучание оркестра возвращает представление о том уровне вкуса и профессиональной культуры, который всегда возвышал императорскую сцену времен триумфов «Корсара» над популярными развлекательными жанрами своего времени.

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года

Мефисто-танго События

Мефисто-танго

Первый российский исполнитель «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке снова сыграл знаменитую кантату

Холмы – и никаких равнин События

Холмы – и никаких равнин

Авторский вечер к 75-летию Ефрема Подгайца завершил XX Осенний хоровой фестиваль