Коллектив Теодора Курентзиса крайне редко концертирует без своего основателя, так что данный вечер уже поэтому можно считать особенным. Идея приглашения, как можно понять, возникла спонтанно – после недавней встречи Теодора Курентзиса и Александра Сладковского в Петербурге, где они увиделись, обнялись, побывали друг у друга на репетиции и на концерте.
Монографическая программа из сочинений Дворжака – еще один вызов: musicAeterna раньше не играл ни Восьмой симфонии, ни Виолончельного концерта. Но, как сказал, Сладковский, он был поражен, как оркестр подготовился к первой встрече с ним: все было выучено, и можно было творить музыку. Дворжака иногда называют «чешским Брамсом», но тут возникали параллели с Вагнером или Брукнером, настолько мощно, даже грандиозно звучал musicAeterna в Восьмой симфонии. За счет такого взгляда на эту музыку дирижеру удалось свести к минимуму слащавость и некоторую наивность, которыми грешит партитура Восьмой. В первой и второй частях укрупнились драматические образы, усилился контраст с лирическими эпизодами. Музыканты musicAeterna буквально «затапливали» Капеллу звуком, не теряя при этом деталей. Прекрасные темы флейты (одна открывала симфонию), выразительные соло первой скрипки, отточенные пассажи деревянных, четкая вертикаль медных – все оркестранты играли с большим воодушевлением, следуя за Сладковским.
Третья часть симфонии – это еще один «славянский танец», в котором главная вальсовая тема окутана элегическим настроением. Слушая ее, возникают даже ассоциации с цыганской культурой, настолько силен эмоциональный захлест. И Сладковский не стал стесняться открытости чувств, напротив, с улыбкой наслаждался обаятельной мелодией, игрой света и тени. Часть заканчивается неожиданно игривой кодой: композитор словно решил подразнить публику – ностальгия не всерьез, жизнь продолжается.
Финал, при обилии ярких тем, наименее самостоятелен: Дворжак явно подражает финалу «Героической симфонии», сочиняя цепь вариаций, где появляется военная музыка с эффектными глиссандо у медных. Часть открывается опасным соло трубы, которое, увы, не удалось сыграть гладко в этот раз. Но в целом это не повлияло на успех, и можно смело утверждать, что тандем musicAeterna cо Сладковским сложился. Его дирижерский стиль по-своему экспрессивен, мануальная техника очень понятна, а укольчатые жесты не дают музыкантам расслабиться. Но где-то он дает оркестру определенную свободу, лишь направляя общее движение и предоставляя возможность великолепным солистам musicAeterna показать свою музыкальность.
В пандан к симфонии был выбран Виолончельный концерт, в котором солировал концертмейстер musicAeterna Алексей Жилин. Лауреат многих международных конкурсов (в биографии указано, что более пятнадцати), он при этом с удовольствием садится в оркестр и подчиняет мощный голос своего инструмента общему ансамблю, когда им руководит музыкант такого высокого уровня, как Теодор Курентзис. «Мощный» – это не метафора, а первый эпитет, который приходит на ум, когда слушаешь Алексея. В Концерте Дворжака он буквально прорезал фактуру оркестра, был всегда на первом плане. Впрочем, никаких особых усилий для этого не потребовалось: Сладковский – признанный мастер аккомпанемента. Сам Алексей признался, что не ожидал такого комфортного исполнения: «Он просто нес меня на руках, предвосхищая все желания. Во время концерта возникали моменты импровизации, и Александр Витальевич реагировал моментально». Еще одно важное качество этих артистов – умение «прочитать» сочинение так, как будто это премьера, а не заезженный хит. Слушался Виолончельный концерт необыкновенно увлекательно, живо, каждая новая тема, образ становились событием в той истории, которую вместе с Дворжаком рассказывали музыканты.
Прозвучавший «на бис» Славянский танец только укрепил атмосферу праздника и духовного согласия на сцене и в зале. Теперь Александр Сладковский ждет с ответным визитом в Казань Теодора Курентзиса и обещает, что ГАСО РТ сделает все, чтобы достойно встретить почетного гостя.