Особые гастроли События

Особые гастроли

В Капелле Санкт-Петербурга выступил оркестр musicAeterna под управлением Александра Сладковского

Коллектив Теодора Курентзиса крайне редко концертирует без своего основателя, так что данный вечер уже поэтому можно считать особенным. Идея приглашения, как можно понять, возникла спонтанно – после недавней встречи Теодора Курентзиса и Александра Сладковского в Петербурге, где они увиделись, обнялись, побывали друг у друга на репетиции и на концерте.

Монографическая программа из сочинений Дворжака – еще один вызов: musicAeterna раньше не играл ни Восьмой симфонии, ни Виолончельного концерта. Но, как сказал, Сладковский, он был поражен, как оркестр подготовился к первой встрече с ним: все было выучено, и можно было творить музыку. Дворжака иногда называют «чешским Брамсом», но тут возникали параллели с Вагнером или Брукнером, настолько мощно, даже грандиозно звучал musicAeterna в Восьмой симфонии. За счет такого взгляда на эту музыку дирижеру удалось свести к минимуму слащавость и некоторую наивность, которыми грешит партитура Восьмой. В первой и второй частях укрупнились драматические образы, усилился контраст с лирическими эпизодами. Музыканты musicAeterna буквально «затапливали» Капеллу звуком, не теряя при этом деталей. Прекрасные темы флейты (одна открывала симфонию), выразительные соло первой скрипки, отточенные пассажи деревянных, четкая вертикаль медных – все оркестранты играли с большим воодушевлением, следуя за Сладковским.

Третья часть симфонии – это еще один «славянский танец», в котором главная вальсовая тема окутана элегическим настроением. Слушая ее, возникают даже ассоциации с цыганской культурой, настолько силен эмоциональный захлест. И Сладковский не стал стесняться открытости чувств, напротив, с улыбкой наслаждался обаятельной мелодией, игрой света и тени. Часть заканчивается неожиданно игривой кодой: композитор словно решил подразнить публику – ностальгия не всерьез, жизнь продолжается.

Финал, при обилии ярких тем, наименее самостоятелен: Дворжак явно подражает финалу «Героической симфонии», сочиняя цепь вариаций, где появляется военная музыка с эффектными глиссандо у медных. Часть открывается опасным соло трубы, которое, увы, не удалось сыграть гладко в этот раз. Но в целом это не повлияло на успех, и можно смело утверждать, что тандем musicAeterna cо Сладковским сложился. Его дирижерский стиль по-своему экспрессивен, мануальная техника очень понятна, а укольчатые жесты не дают музыкантам расслабиться. Но где-то он дает оркестру определенную свободу, лишь направляя общее движение и предоставляя возможность великолепным солистам musicAeterna показать свою музыкальность.

В пандан к симфонии был выбран Виолончельный концерт, в котором солировал концертмейстер musicAeterna Алексей Жилин. Лауреат многих международных конкурсов (в биографии указано, что более пятнадцати), он при этом с удовольствием садится в оркестр и подчиняет мощный голос своего инструмента общему ансамблю, когда им руководит музыкант такого высокого уровня, как Теодор Курентзис. «Мощный» – это не метафора, а первый эпитет, который приходит на ум, когда слушаешь Алексея. В Концерте Дворжака он буквально прорезал фактуру оркестра, был всегда на первом плане. Впрочем, никаких особых усилий для этого не потребовалось: Сладковский – признанный мастер аккомпанемента. Сам Алексей признался, что не ожидал такого комфортного исполнения: «Он просто нес меня на руках, предвосхищая все желания. Во время концерта возникали моменты импровизации, и Александр Витальевич реагировал моментально». Еще одно важное качество этих артистов – умение «прочитать» сочинение так, как будто это премьера, а не заезженный хит. Слушался Виолончельный концерт необыкновенно увлекательно, живо, каждая новая тема, образ становились событием в той истории, которую вместе с Дворжаком рассказывали музыканты.

Прозвучавший «на бис» Славянский танец только укрепил атмосферу праздника и духовного согласия на сцене и в зале. Теперь Александр Сладковский ждет с ответным визитом в Казань Теодора Курентзиса и обещает, что ГАСО РТ сделает все, чтобы достойно встретить почетного гостя.