В XXI веке партию преступного царя из оперы «Борис Годунов» многие прочно ассоциируют с Ильдаром Абдразаковым. Ему, действительно, уже довольно давно удалось сделать эту противоречивую роль, к которой с особым трепетом и не без трудностей подступалось не одно поколение выдающихся русских басов, по-своему и убедительно.
Конечно, «новый Борис» не забыл о юбилейной дате со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского, чья гениальная музыка приносит ему большой успех. Кстати, официально в программе оперные фрагменты не значились, концерт был посвящен камерной музыке композитора. Однако на бис сцена смерти Бориса все же прозвучала: другой вопрос, было ли это уместно и необходимо.
Романсы, песни и вокальные сцены Мусоргского, по своей сути нередко превосходящие рамки обозначенных жанров, звездные певцы сегодня редко включают в репертуар – циклы исполняют чаще, хотя и не припомнить, когда, например, «Без солнца» можно было послушать на большой сцене, а не на «музейных вечерах», где собираются немногочисленные ценители музыки, которая заставляет думать и переживать.
Ильдар Абдразаков спел «Песни и пляски смерти». Самим фактом исполнения удивить кого-то невозможно, эта музыка как раз из популярной категории. Можно было бы удивить интерпретацией, а точнее, подходом к прочтению смысловых тайн и двойственности произведения. К сожалению, Ильдар не первый и не последний попадается на каверзный «крючок», отчасти предусмотренный самим Мусоргским, судя по всему, не терпевшим поверхностного отношения к слову, особенно когда дело касается вечных и философских тем. Относительно недавно Владислав Сулимский точно так же избрал легкий путь и театрально-прямолинейно отыграл весь текст Голенищева-Кутузова. Из последних удачных примеров, когда кто-то брался за «Песни и пляски смерти», можно вспомнить потрясающее исполнение Екатерины Семенчук: ей вкупе с замечательным вокалом хватало лишь скупых жестов и минимальной мимики, чтобы держать зал в необходимом напряжении и во внимании. Что касается исполнения Ильдара Абдразакова, то на этот раз зрители аплодировали не только после всех частей цикла, но сразу после «Колыбельной» и вовсе ринулись дарить любимому артисту цветы. Это очень показательно и о многом говорит.
Интересно, что у Ильдара Абдразакова есть все для того, чтобы не допускать подобных «осечек». Некоторые зрители даже вспоминали, что много лет назад он «Песни и пляски смерти» пел по-другому – значительно лучше и весомее. Сегодня в голосе певца по-прежнему нет никакого криминала, он без проблем заполнил Концертный зал имени П.И.Чайковского, звук прекрасно летел, тембр раскрывался красиво и масштабно, дикция была на высоте. Ансамбль с пианисткой Мзией Бахтуридзе без преувеличения можно назвать эталонным, потому что такое художественное взаимопонимание, а также чисто техническую слаженность демонстрируют единицы. И все это можно было прекрасно оценить в первом отделении концерта, когда звучали такие вокальные миниатюры Мусоргского, как «Что вам слова любви», «Желание», «Много есть у меня теремов и садов», «Веселый час» и, конечно, комические зарисовки – «Классик», «Козел», «Песня о блохе». Программа получилась разнообразной, и многое, за исключением «Гопака» и пары отдельных трудных мест в других произведениях, певец исполнил безукоризненно: в лирике демонстрировал основательность и вдумчивость, а в плане техники, к примеру, тончайшее пиано в верхнем регистре и ничуть не переигрывал, исполняя «игровые вещицы» и мгновенно очаровывая весь зал.
Все-таки составление программы концерта – сложная и, надо признать, ключевая задача для артиста. Заменить бы «Песни и пляски смерти», допустим, на «Раек», и тогда логично и на все сто процентов сработал бы актерский талант Ильдара Абдразакова и умение виртуозно комиковать – это у него сейчас стало получаться даже яснее и выигрышнее, чем раньше. И хронометраж концерта мог бы сложиться в одно стильное отделение, которое можно было бы справедливо назвать моноспектаклем, ведь именно такого уровня мы всегда и ждем от наших главных оперных звезд.