Композитор, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева Александр Клевицкий отмечает в этом сезоне 70-летие. 11 июня в Большом зале Московской консерватории в рамках VII Всероссийского музыкального фестиваля «Рожденные Россией» состоится его творческий вечер. О программе, творчестве и интересных проектах Александр Клевицкий (АК) рассказал Наталье Пелехацкой (НП).
НП У вас готовится авторский концерт в Московской консерватории. Каким он будет?
АК Будет несколько премьер. В первом отделении прозвучит моя новая симфония «Русские картины», посвященная картинам русских художников, и Концерт для фортепиано с оркестром, солистка – чудесная пианистка Екатерина Мечетина. Во втором отделении – премьера концерта «Грустная летняя сказка» для гобоя и оркестра. Солист – Федор Освер. Дирижировать Оркестром имени Силантьева в этот вечер буду не только я, но и мой друг, замечательный музыкант Александр Соловьёв. Еще в программе выступление двух прекрасных певиц – Валерии Чайки и солистки «Новой Оперы» Елены Терентьевой. Лена исполнит мой романс на стихи Афанасия Фета, а Валерия – композицию «Лунный свет» вместе с Камерным хором Московской консерватории. И мне очень приятно, что в этот вечер на сцену Большого зала консерватории впервые выйдет моя внучка Алиса, которой всего 11 лет и которая сыграет мой «Сказочный марш»!
НП В этом году вы вошли в состав жюри III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Как будете оценивать конкурсные работы – как композитор или как дирижер?
АК Хотя я впервые в жюри «Партитуры», конкурс этот я хорошо знаю, неоднократно бывал на концертах его лауреатов, так называемых «Читках». Особенно мне были интересны работы в номинации «Киномузыка». Что касается критериев оценки, то, конечно, я буду в первую очередь рассматривать их как композитор. Хотя, когда я слушаю новую музыку, я не только пытаюсь понять замысел автора, но и представляю, хотел бы я исполнить эту музыку со своим оркестром. Кстати, я буду не только оценивать работы конкурсантов, но и дирижировать Московским государственным академическим симфоническим оркестром на одной из «Читок», где будут исполняться пять лучших произведений в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл».
НП А много ли заявок пришло в этом году на конкурс в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл»?
АК Из 1094 заявок конкретно в этой номинации пришло 68. Не так много. Это же не поп-музыка, а эстрадно-симфоническая. Здесь нужно знать и понимать оркестр, нужно «жить» в этом жанре, понимать, как он устроен. Мне встречались сочинения именно молодых композиторов, которые пишут киномузыку. И, конечно, мне очень интересно, какие работы мы услышим в этом году.
НП Для молодого композитора «Партитура» – это шанс?
АК Любой конкурс может стать шансом! Вы только представьте: музыка лауреатов конкурса «Партитура» прозвучит в святая святых для каждого музыканта – Большом зале Московской консерватории! И исполнит ее такой потрясающий коллектив!
НП В чем, на ваш взгляд, слабое место современных авторов?
АК В современной музыке есть много любопытного и оригинального. Фантазия бьет ключом! А вот красивой мелодии не хватает, мало кому сегодня удается сочинить и развить именно мелодию.
НП Вы следите за творчеством своих коллег?
АК Я слушаю множество современной музыки! Кстати, на радио «Орфей» недавно даже запустили специальную рубрику – «Современные композиторы России».
НП Тем не менее, судя по афишам концертных залов, современная музыка исполняется довольно редко…
АК Публику пока все-таки в большей степени интересуют имена. Или это должен быть очень известный композитор, музыку которого знает практически каждый, или знаменитый исполнитель. Так что неизвестному широкой публике автору нужно заинтересовать, зацепить кого-то из «мэтров»…
НП А вы сами любите исполнять современную музыку? Не так давно Оркестр имени Силантьева участвовал в нашумевшем проекте Art of Hans Zimmer.
АК Классика гораздо интереснее! А Циммер, на мой взгляд, крутой, очень крутой ремесленник. Но сказать, что это великая музыка, я не могу. Раскрученная, но не великая. Русская композиторская школа гораздо богаче, глубже, сильнее!
НП Уже 17 лет вы художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева. Это повлияло на вас как на композитора?
АК Безусловно. Исполняя музыку каждого композитора, я открываю для себя что-то новое. А через мои руки, глаза, душу прошли сотни партитур!
НП Какие концертные программы Оркестра имени Силантьева для вас особенно значимы?
АК За последние годы мы сыграли столько программ, что выбрать любимое нереально. Но у меня есть отдельные любимые произведения – увертюра Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», увертюра к «Укрощению огня» Андрея Петрова…
НП Если говорить о творчестве, чего нам еще ждать от вас?
АК Я человек совершенно непредсказуемый и сам не знаю, чего от меня можно еще ждать. Стоит мне загореться какой-то идеей, я перестаю есть, спать и могу работать 24 часа в сутки. Я знаю одно: хочу сочинять музыку. И думаю, что мне еще есть что сказать этому миру!