Рихтер и его Вера События

Рихтер и его Вера

Гостями #Нелектория «Петя и волки» стали композитор Кирилл Рихтер и поэтесса Вера Полозкова

В музее Прокофьева продолжается цикл встреч с представителями современного искусства, придуманный музыкальным критиком Петром Поспеловым и организованный Союзом композиторов России. Проект стартовал в апреле и сразу привлек к себе внимание. В этот раз очередными «волками» неутомимого Пети стали два неординарных героя нашего времени – поэтесса Вера Полозкова и композитор Кирилл Рихтер. Оба чрезвычайно популярны: Рихтера называют хедлайнером неоклассики, стихи Полозковой разбирают на цитаты. Они не подражают предшественникам и не выстраивают диалоги с музыкой и поэзией прошлых веков, предпочитая двигаться в собственном направлении.

И если про первую гостью #Нелектория слышал даже самый далекий от поэзии человек, то фамилия Кирилла вызывает ассоциации, разумеется, с великим Святославом Теофиловичем. Однако родственных связей между ними нет, как нет ничего общего в становлении творческого пути. Кирилл Рихтер учился в филиале МИФИ и Британской высшей школе дизайна и, по его словам, композитором становиться не собирался: музыка всегда была обычным увлечением, которое, как это часто бывает, вскоре победило основную профессию. Еще недавно он занимался карандашной графикой, сегодня – успешно гастролирует, выступает на модных площадках и дает интервью глянцевым журналам. На встрече в музее Рихтер предстал еще в качестве пианиста, сыграв несколько своих пьес вместе с друзьями Аленой Зиновьевой (скрипка) и Августом Крепаком (виолончель). И невозможно было поверить, что за роялем находился человек, окончивший музыкальную школу экстерном, – таким сильным, уверенным туше, где каждый звук осмыслен, обладает далеко не каждый студент фортепианного факультета (действует магия фамилии?).

Молодой композитор признался, что не сочиняет в каком-то определенном стиле и противится принадлежности к неоклассикам, но с первых звуков его пьес становится ясно, что все они написаны в технике минимализма. Где-то угадывается «дух» Стива Райха, где-то – Павла Карманова (очевидно, автор прекрасно умеет «впитывать» подобную музыку), но в целом нельзя сказать, что его опусы лишены индивидуальности. И «Механизмы», и «Трио № 1», и «Хронос» представляют собой континуальное развертывание паттернов у всех инструментов, которое укладывается в рамки формы по типу «начало-середина-конец». Штрихи и приемы у струнных требуют исполнительского класса и даже содержат такие характерные для современной музыки «фишки», как глиссандо и удар рукой по корпусу. На встрече у Петра Поспелова трио «вживую» озвучило саундтреки Рихтера к кинофильмам «Я закрываю глаза» Андрея Таратухина и «Я иду к тебе» (режиссер – Анна Меликян). Получилось нечто вроде таперства в эпоху немого кино: исполнители рассчитывали длительность композиции, глядя на то, что происходило на экране. А там были показаны два фрагмента разных историй: в одной из них завершалась драма больной девушки, в другой (короткометражной) голосом Константина Хабенского передавалось состояние внутреннего мира одинокой личности. Музыка Рихтера, соединившая в себе микс из баховской экспрессии, репетитивности и тонкой лирики, позволила каждому слушателю погрузиться в действие и прочувствовать атмосферу кино.

Стихотворения Веры Полозковой – особый удивительный мир, наполненный искренностью и личными ощущениями. В ее творчестве органично существуют и «тексты-родственники» («пишут тебе телеграммы и потом долго едут»), и «тексты-молнии» («создаются в кафе, проходят мимо и случаются именно с тобой»), которые рождаются благодаря стремлению приблизиться к поэзии других. Выступ­ление Полозковой не было похоже на академическую манеру декламации стихов с постоянно повышающимся тоном голоса. Поэтесса говорила просто и непринужденно, стоя у рояля, жестикулировала, увлекаясь историей, смущалась и краснела от аплодисментов. Нельзя не согласиться с Петром Поспеловым, который назвал ее организацию поэтических строк и рифму «рэпом без барабанов». Обращала на себя внимание музыкальность речи Полозковой: хоть сейчас записывай интонацию и ритм ее голоса различными длительностями на нотную бумагу. В ее исполнении прозвучали стихи о любви, об Индии (к слову, стране, которая ее всегда вдохновляет наряду с Венецией и Санкт-Петербургом) и даже о детях. «Я – автор один раз в год, во все остальное время я – мама», – призналась Вера, глядя на своего очаровательного сынишку, который вызвал большое умиление публики.

Формат встречи строился из чередования композиций Кирилла Рихтера и стихотворений Веры Полозковой, однако гости его всячески нарушали, рассказывая не только о себе и своем творчестве, но и вступая в дружеский диалог. «Помнишь, мы впервые встретились в одной гримерке “Гоголь-центра”?» – спросил Кирилл. «Да, я помню, как вышла и сказала, что съела твою колбасу», – ответила Вера. Впрочем, кроме шуток собеседники рассуждали о процессе сочинения, об отношении к слову и звуку, о творческих стимулах и многом другом почти два часа. В переполненном зале царила уютная и домашняя атмосфера, которую иногда нарушали звуки оживленной толпы Камергерского переулка. Время пролетело незаметно, и настала пора вопросов от зрителей – среди них были и очень личные (например, «Вера, что для вас значит быть мамой»?), и несколько странные («Кирилл, число Пи – четное или нет?»). Впрочем, замечательные участники этого вечера ответили на них весьма остроумно, после чего с удовольствием фотографировались со всеми желающими.

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы