Согласно условиям соревнования, из пятнадцати участников жюри должно было выбрать пятерых лауреатов. Эта цифра, однако, на каждом из прошлых Grand Piano оказывалась не более чем условностью, победителей всегда было больше. В этом году удалось поставить рекорд – сразу девять лауреатов! Лев Бакиров, Владимир Рублёв, Цзичин Лин, Иван Чепкин, Варвара Заруднева, Йи Ан, Фалес Юн Хей Чан, Елисей Мысин и Кирилл Роговой стали триумфаторами престижнейшего детского фортепианного конкурса России.
Сопровождал второй тур ГАСО имени Е.Ф.Светланова под управлением Ивана Никифорчина. Дирижеру и коллективу удалось выстроить гармоничный баланс с юными солистами и не подавлять их оркестровой звуковой массой. В то же время заметна была разница между теми, кто уже обладал немалым опытом игры с оркестрами, и новичками: у последних не всегда получалось найти нужный контакт с дирижером. Тем не менее в целом второй тур стал для молодых пианистов событием с очевидностью более волнующим, чем первый: живо ощущалось воодушевление подростков на сцене, их радость от выступления в огромном зале, транслируемый в аудиторию вдохновенный артистизм. Практически всем удалось намного ярче раскрыться именно в сотворчестве с оркестром, нежели в исполнении сольной программы.
Как часто бывает на конкурсах, некоторые наиболее репертуарные сочинения прозвучали несколько раз, и за этими мини-состязаниями было очень интересно следить. Так, Второй фортепианный концерт Сен-Санса был представлен три раза, и наиболее убедительной его интерпретация была у Льва Бакирова: в ней сочеталась и глубина содержания, и виртуозное мастерство; в финале пианист взял весьма рискованный темп, но все-таки смог без видимых осложнений довести сочинение до конца. Айторе Азаматулы был в Сен-Сансе менее убедителен, присутствовали многочисленные технические потери. Владимир Рублёв в этом сочинении придерживался того же агрессивно-виртуозного стиля, показанного им и в первом туре. Безусловно, такая манера подачи может восприниматься яркой и эффектной, но за ширмой ее остаются вопросы подлинного исполнительского мастерства. Можно понять тех слушателей, которые встретили решение жюри о присуждении Владимиру звания лауреата с изрядной растерянностью. Вал критики в социальных сетях вызвало и отсутствие в итоговом списке Захара Внутских, ставшего одним из кумиров публики. Действительно, Первый концерт Листа был исполнен им виртуозно, артистично, с порывом уверенной в себе мужественности. Возможно, на решение судей повлиял несколько менее удачный первый тур, но все же очень жаль, что итог именно таков.
Первый концерт Мендельсона прозвучал дважды: с ним выступили Варвара Заруднева и Чарли Ву. Оба продемонстрировали стильную и тонкую интерпретацию, но мастерство Варвары казалось более рафинированным и отточенным. В целом именно она произвела впечатление наиболее зрелой и «взрослой» в своей игре среди всех участников – за ее дальнейшими успехами стоит пристально следить.
Весьма удачным был выбор Первого концерта Равеля для китаянки Цзичин Лин, она убедительно подчеркнула легкую, игривую импровизационность сочинения: после спорного сольного выступления – безусловный триумф. Иван Чепкин представил вторую и третью части Второго концерта Рахманинова, но в его случае, наоборот, был бы более удачным иной репертуар – Сен-Санс или, к примеру, Шопен (достаточно вспомнить его блестящее исполнение Andante spianato в первом туре), в которых он ярче раскрыл бы свои сильные стороны. Две части из Концерта Шопена, впрочем, прозвучали в исполнении Елисея Мысина: юный пианист показал тонкое владение звуковыми красками и прекрасную школу.
Единственное сочинение Моцарта в финале (первая часть Двадцатого фортепианного концерта) представил Лукас Шиш: как и в первом туре, он покорил аудиторию чистотой и искренностью своего отношения к музыке. Очевидно, что ему пока сложно на равных состязаться с закаленными бойцами из ЦМШ и МССМШ имени Гнесиных, но в перспективе он вполне может добиться успеха на крупных состязаниях.
Основной этап конкурса завершен; впереди, однако, основная интрига: судьба Гран-при и главного приза – акустического рояля. По опыту прошлых конкурсов решения Дениса Мацуева всегда и закономерны, и неожиданны одновременно. Этот год, по ощущениям, исключением не станет.