Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition

Согласно условиям соревнования, из пятнадцати участников жюри должно было выбрать пятерых лауреатов. Эта цифра, однако, на каждом из прошлых Grand Piano оказывалась не более чем условностью, победителей всегда было больше. В этом году удалось поставить рекорд – сразу девять лауреатов! Лев Бакиров, Владимир Рублёв, Цзичин Лин, Иван Чепкин, Варвара Заруднева, Йи Ан, Фалес Юн Хей Чан, Елисей Мысин и Кирилл Роговой стали триумфаторами престижнейшего детского фортепианного конкурса России.

Сопровождал второй тур ГАСО имени Е.Ф.Светланова под управлением Ивана Никифорчина. Дирижеру и коллективу удалось выстроить гармоничный баланс с юными солистами и не подавлять их оркестровой звуковой массой. В то же время заметна была разница между теми, кто уже обладал немалым опытом игры с оркестрами, и новичками: у последних не всегда получалось найти нужный контакт с дирижером. Тем не менее в целом второй тур стал для молодых пианистов событием с очевидностью более волнующим, чем первый: живо ощущалось воодушевление подростков на сцене, их радость от выступления в огромном зале, транслируемый в аудиторию вдохновенный артистизм. Практически всем удалось намного ярче раскрыться именно в сотворчестве с оркестром, нежели в исполнении сольной программы.

Как часто бывает на конкурсах, некоторые наиболее репертуарные сочинения прозвучали несколько раз, и за этими мини-состязаниями было очень интересно следить. Так, Второй фортепианный концерт Сен-Санса был представлен три раза, и наиболее убедительной его интерпретация была у Льва Бакирова: в ней сочеталась и глубина содержания, и виртуозное мастерство; в финале пианист взял весьма рискованный темп, но все-таки смог без видимых осложнений довести сочинение до конца. Айторе Азаматулы был в Сен-Сансе менее убедителен, присутствовали многочисленные технические потери. Владимир Рублёв в этом сочинении придерживался того же агрессивно-виртуозного стиля, показанного им и в первом туре. Безусловно, такая манера подачи может восприниматься яркой и эффектной, но за ширмой ее остаются вопросы подлинного исполнительского мастерства. Можно понять тех слушателей, которые встретили решение жюри о присуждении Владимиру звания лауреата с изрядной растерянностью. Вал критики в социальных сетях вызвало и отсутствие в итоговом списке Захара Внутских, ставшего одним из кумиров публики. Действительно, Первый концерт Листа был исполнен им виртуозно, артистично, с порывом уверенной в себе мужественности.  Возможно, на решение судей повлиял несколько менее удачный первый тур, но все же очень жаль, что итог именно таков.

курсив
Лев Бакиров

Первый концерт Мендельсона прозвучал дважды: с ним выступили Варвара Заруднева и Чарли Ву. Оба продемонстрировали стильную и тонкую интерпретацию, но мастерство Варвары казалось более рафинированным и отточенным. В целом именно она произвела впечатление наиболее зрелой и «взрослой» в своей игре среди всех участников – за ее дальнейшими успехами стоит пристально следить.

Весьма удачным был выбор Первого концерта Равеля для китаянки Цзичин Лин, она убедительно подчеркнула легкую, игривую импровизационность сочинения: после спорного сольного выступления – безусловный триумф. Иван Чепкин представил вторую и третью части Второго концерта Рахманинова, но в его случае, наоборот, был бы более удачным иной репертуар – Сен-Санс или, к примеру, Шопен (достаточно вспомнить его блестящее исполнение Andante spianato в первом туре), в которых он ярче раскрыл бы свои сильные стороны. Две части из Концерта Шопена, впрочем, прозвучали в исполнении Елисея Мысина: юный пианист показал тонкое владение звуковыми красками и прекрасную школу.

Единственное сочинение Моцарта в финале (первая часть Двадцатого фортепианного концерта) представил Лукас Шиш: как и в первом туре, он покорил аудиторию чистотой и искренностью своего отношения к музыке. Очевидно, что ему пока сложно на равных состязаться с закаленными бойцами из ЦМШ и МССМШ имени Гнесиных, но в перспективе он вполне может добиться успеха на крупных состязаниях.

Основной этап конкурса завершен; впереди, однако, основная интрига: судьба Гран-при и главного приза –  акустического рояля. По опыту прошлых конкурсов решения Дениса Мацуева всегда и закономерны, и неожиданны одновременно. Этот год, по ощущениям, исключением не станет.