Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

В рамках Международной выставки-форума «Россия» при поддержке Российского общества «Знание» Свердловская филармония представила уникальный инструмент – орган, который способен зазвучать тембрами 24-х великих органов мира.

15 июня посетители павильона № 34 «Космонавтика и авиация» среди передовых достижений науки услышали и, без сомнения, передовое достижение искусства и современных технологий. О значении проекта, новых особенностях филармонической практики и возможностях инструмента рассказали заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова, первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов и титулярный органист Свердловской филармонии Тарас Багинец.

Собственно, приехать в Москву инструмент смог благодаря своей портативности – это было одним из главных условий при его создании. Данный цифровой орган весит около тонны, что сравнительно немного относительно двадцати тонн стационарного большого органа Свердловской филармонии. А создавали инструмент голландские, немецкие, швейцарские и американские специалисты, и существует он в единственном экземпляре.

Новый орган не просто инструмент, а своего рода социально-просветительский проект Свердловской филармонии, направленный на культурное развитие региона. За последний год состоялось свыше двадцати концертов в семи муниципальных округах региона. Заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова рассказала: «Наш орган, как Кирилл и Мефодий, дает азбуку академической музыки небольшим муниципалитетам. Большой просветительский проект “Муниципальные органные концертные залы” создает большой задел в таких важных направлениях деятельности, которые обозначены для нас в качестве национальных целей, национальных приоритетов».

Музыкальные возможности цифрового органа практически ничем не уступают возможностям акустического инструмента и даже превосходят его. Кроме чрезвычайно большой тембровой палитры, заложенной в инструменте, его аудиосистема воссоздает и акустические условия, в которых функционирует тот или иной инструмент. «Если справляешься с настоящим трубным органом, то и здесь наверняка не возникнет проблем, – поделился Тарас Багинец. – Основное отличие от игры на исторических органах в том, что пульт сделан по современным стандартам и размерам, и когда переключаешь инструменты, то звучащий инструмент изменился, а пульт остался прежним. Сразу чувствуешь себя уютно. Кроме того, исторические органы требуют определенной силы нажатия, нужен вес на клавиатуре, и физически это иногда может быть действительно тяжело. На цифровом органе играть проще чисто физически». Интересно, что сам музыкант за свою карьеру успел поиграть на многих реальных инструментах, звуковой образ которых теперь воспроизводит уже в некоторой степени их наследник.

Открылся концерт-презентация мощным звучанием большого органа Маркусен (собор Св. Лауренса в Роттердаме, Нидерланды). В исполнении Тараса Багинца прозвучали Прелюдия и фуга си мажор Марселя Дюпре. Под куполом «космического» павильона музыка французского мэтра органа произвела поистине величественное впечатление. Казалось, собравшаяся публика не вполне могла представить всю звуковую мощь инструмента, и несколько минут на лицах слушателей прочитывалось изумление, затем сменившееся восхищением.

Концертная программа в целом была разнообразна и отвечала просветительским целям, когда нужно сказать главное, обратить внимание на самые знаковые органные произведения. Например, в исполнении финалистки проекта «Короли органа» Ирины Крюковой прозвучала знаменитая Токката ре минор Баха, но уже на «другом» инструменте – органе церкви Св. Петра во Фрайбурге (Германия), кстати, созданном в 1735 году органным мастером Готфридом Зильберманом, то есть еще при жизни великого композитора.

Сообщил об этом Рустем Хасанов, под руководством которого прошел весь концерт. Благодаря ему за полтора часа концерта состоялось целое небольшое музыкальное путешествие не только в органную, но и в мировую классику. В частности, можно было услышать оригинальные аранжировки «Танца Феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковского и миниатюры «Лебедь» Сен-Санса. Ярким эпизодом концерта стало совместное выступление Тараса Багинца с солисткой оркестра старинной музыки Pratum Integrum Людмилой Фраёновой. После масштабных органных аккордов вдруг зазвучала легкая, хорошо знакомая мелодия – вальс «Муки любви» Фрица Крейслера.

Вот так интересно и легко и вместе с тем информативно прошла презентация уникального музыкального инструмента нашего времени. И наверное, главное, что он дает, – это перспектива все большего роста популярности классической музыки в регионах России. Хочется надеяться, что эта инициатива будет подхвачена и другими областями, и новые креативные просветительские проекты не заставят себя ждать.