Хороводы в «Новой Опере» События

Хороводы в «Новой Опере»

«Новая Опера» и «Балет Москва» представили «Свадебку» Стравинского

Это первый совместный проект двух коллективов. Таким образом, обозначенные Стравинским «русские хореографические сцены с музыкой и пением» теперь получили полноценное единое визуальное воплощение. Известный балетмейстер Павел Глухов, для того чтобы придать сочинению Игоря Федоровича объемность и создать концептуальную историю, пригласил композитора и директора Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николая Попова, чтобы тот написал пролог и эпилог к «Свадебке». Если Стравинский в партитуре своего творения использовал лишь одну цитату (городская «фабричная» «Я по пояс во золоте обвилась»), то музыка Попова содержит много подлинных народных тем, которые композитор собирал в фольклорных экспедициях. Пролог и эпилог примечательны и тем, что здесь звучит народный вокал – за него отвечает фольклорный ансамбль: группа Hodíla ízba и Евгений Романов. «Партитура Стравинского для любого современного композитора является настольной книгой. Мне было интересно сопоставить или противопоставить сочиненное Стравинским и реальную народную традицию в моих частях», – комментирует Николай Попов. Стилистическое различие между языком «Свадебки» столетней давности и нового материала очень ощущается: если у Стравинского господствует сочность и буйство красок, крупный кустодиевский мазок, то у Попова много по-настоящему современной жесткости, резкости, даже агрессивности. Но не только контрастами интересен экспериментальный проект двух коллективов – современный композитор осуществил мечту Стравинского. Тот хотел, чтобы фортепианная партия исполнялась механическими инструментами (пианолами), которые были очень популярны в 1920-е. Однако эту идею тогда не удалось осуществить. В наше же время все возможно: Попов ввел в партитуру как самой «Свадебки», так и в свою музыку электронные дисклавиры Yamaha – инструменты, которые могут воспроизводить любые мелодии без участия живого музыканта.

«Свадебка» Стравинского – Попова – это не просто одноактное вокально-хореографическое произведение, но концептуальное сочинение со своей драматургической линией и посылом. Автор спектакля Павел Глухов отчасти отталкивался от «Грозы» Александра Островского – через его постановку проходит тема, поднимающаяся в самой драме. Это лейтмотив обреченности человека, живущего по старинным укладам и обычаям, скованного этой строгой системой, не имеющего права голоса и собственной свободы. Хореограф не стал вдаваться в реализм и живую конкретику – в его спектакле отсутствуют реальные, бытовые Катерина и Тихон, вместо них на сцене существуют как бы их символы – условные Невеста (Алена Угрюмова) и Жених (Кирилл Семенов), которых исполняет эта балетная пара. Интерпретация Глухова насквозь пронизана обрядовостью, постановщик искусно интерпретирует элементы русских народных движений через современную лексику. Уже первая сцена, когда артисты «Балета Москва» появляются в изумительных весеннего цвета изумрудных одеждах, рисует не что иное, как обряд: они медленно, словно гипнотически завороженные, водят хороводы. Из толпы выбегает Невеста, которая в небольшом танцевальном соло как будто предчувствует свою будущую неволю. «Свадебка» Стравинского, расположившаяся аккурат между прологом и эпилогом, рисует образ самого празднества, торжественного, светлого, радостного. В спектакле «Новой Оперы» и «Балета Москва» здесь на сцену выходят вокалисты (хор и солисты), наряженные в колоритные аутентичные костюмы. Художник Светлана Тегин вдохновлялась фотографиями крестьян Нижегородской губернии XIX века и воссоздала их облик через стилизованные русские наряды собственного авторства: пышные присборенные рукава и не менее пышные цветастые юбки у женщин, стильные строгие пальто, трости и шляпы у мужчин. Солисты «Новой Оперы» Ирина Костина (сопрано), Валерия Пфистер (меццо-сопрано), Нурлан Бекмухамбетов (тенор) и Константин Федотов (бас) воспринимались органично: сложнейшая в этом сочинении стилистика Стравинского, терпкость его языка, неудобные в фонетическом плане тексты русских народных песен из сборника Петра Киреевского были сполна ими одолены. Такова работа и хорового коллектива театра (хормейстер – Юлия Сенюкова), который в очередной раз доказал свой превосходный уровень. Сценограф Лариса Ломакина создала основную декорацию в виде деревянной дороги, но главным новшеством стало необычное расположение всех участвующих групп. Танцовщикам отведена центральная часть (середина), с краев располагаются вокалисты и хор, а по бокам сцены – оркестр: ударные в составе шести музыкантов и фольклорный ансамбль.  Оркестровая яма отсутствует, дирижер управляет всем процессом из первого ряда партера (Дмитрий Волосников продемонстрировал мастерское понимание материала, ведь это его уже пятая «Свадебка»).

 

Балетные артисты в сцене свадьбы в отличие от вокалистов лишены массивных исторических одежд – они наряжены в легкие, серого цвета костюмы, отсылающие к первой постановке произведения в авангардном оформлении Наталии Гончаровой. Кордебалет тут экспрессивен, масштабен – хореография не уступает по своей смелости и темпераменту гениальной партитуре композитора. Действие расширяется и идет к местной кульминации: Невесту и Жениха в старинных русских золотых одеяниях благословляют родители и собравшийся народ. Аккорды «Свадебки» утихают, и снова начинает звучать музыка Николая Попова. Пара остается наедине – молодой человек пытается добиться от Катерины любви. Девушка понимает, что не может, не хочет жить в этой системе отношений. Пластика, идеальное владение своим телом, умеренный драматизм танца Алены Угрюмовой в последней картине придавали необходимую тональность всему действу. В эпилоге на сцене появляется стол: именно здесь происходит насилие мужа над женой. Позже он превращается в помост: с него Катерина прыгнет в неизвестность, в спектакле Глухова она как бы растворяется в водной массе, обрисованной хореографом в причудливом сплетении человеческих линий кордебалета. Финал постановки рифмуется с экспозицией: на сцене снова танцовщики в изумрудных костюмах, а Тихон, стоящий на помосте, печально смотрит вдаль… Эксперимент «Новой Оперы» и «Балета Москва» удался – теперь ему осталось обрести свою аудиторию.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»