Wagner. Parsifal<br>Jonas Kaufmann, Elīna Garanča, Georg Zeppenfeld<br>Chor & Orchester der Wiener Staatsoper<br>Philippe Jordan<br>Sony Релизы

Wagner. Parsifal
Jonas Kaufmann, Elīna Garanča, Georg Zeppenfeld
Chor & Orchester der Wiener Staatsoper
Philippe Jordan
Sony

Уже на момент выхода живая запись с венской постановки «Парсифаля» Кирилла Серебренникова с едва ли не лучшим из возможных на сегодняшний день составом исполнителей (Йонас Кауфман в главной роли, дебют Элины Гаранча в роли Кундри и Георг Цеппенфельд в партии Гурнеманца) сразу завоевала звание одного из важнейших оперных релизов года и наиболее интересных вагнеровских альбомов последних лет. За целым рядом замечательных и просто прекрасных качеств новинки кроются не самые очевидные недостатки.

Интерпретировать «Парсифаль» в XXI веке значит стоять между двумя огнями. Один из них – старая немецкая традиция с кульминацией в творчестве Ханса Кнаппертсбуша – величайшего исполнителя оперы в истории звукозаписи, философа за пультом, склонного к широким темпам, величию и мистицизму. На другом конце – подход революционера Пьера Булеза, ускорившего темпы почти вдвое и убравшего даже ничтожный намек на пафос. Так или иначе, все знаменитые записи после 1966 года, премьеры байройтского «Парсифаля» под руководством Булеза, находятся в заданной этими колоссами системе координат, из которой не удалось вырваться даже Даниэлю Баренбойму и Кристиану Тилеману. Швейцарский дирижер Филипп Жордан занимает промежуточную позицию аккурат между немецкой традиционностью и французским бунтарством, избегая радикальности в агогике и динамике при необыкновенной воздушности и прозрачности звучания гигантского оркестра. В прочтении Жордана и ансамбля Венской оперы партитура скорее походит на приквел к вагнеровскому «Лоэнгрину» с его бесплотными истаивающими струнными, чем на «тупиковую веточку» немецкой оперы XIX века.

Безусловным триумфом можно назвать дебютное исполнение Кундри Элиной Гаранча, которая подчинила во всех отношениях сложнейшую партию не только своему претерпевшему изменения в драматическую сторону вокалу, но и актерскому осмыслению образа, который даже в отсутствие визуального ряда передается за счет великолепной игры голосом – умения, подвластного сегодня лишь единицам. Чрезвычайно сдержанная и академичная на большинстве студийных записей Гаранча пустилась в этом спектакле во все тяжкие не менее великих исполнительниц прошлого, ныряя из предельно высокой для драматической и меццо-сопрановой тесситуры в неслабый грудной регистр. Рядом с такой Кундри весь мужской состав, за исключением солидного Гурнеманца Георга Цеппенфельда, выглядит как минимум бледно, в особенности же страдает Йонас Кауфман в главной роли. Немецкий тенор уже не способен вдохнуть жизнь в своего героя, а его голос, с трудом и подъездами взбирающийся на верха, словно готов сдаться в жизненно важной сюжетной схватке за искупление. Общее впечатление от альбома остается неоднозначным, а главный акцент можно поставить на очень важном в наше время вопросе: может быть, именно Кундри олицетворяет собой знаменитый эпиграф оперы «Через страдание – к знанию, от знания – к состраданию, через сострадание – к любви»?