Питомцы гнезда Мацуева События

Питомцы гнезда Мацуева

В Москве завершился IV Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition

Любой музыкальный проект, за руководство которым берется Денис Мацуев с его неиссякаемой энергией и драйвом, неизбежно расширяет заданные границы. Grand Piano не исключение: вместо заявленных пяти лауреатов – целых девять (тем самым поставлен рекорд за время существования конкурса), вместо одного рояля в качестве Гран-при вручается, как правило, два инструмента. В этом году, правда, художественный руководитель заранее объявлял, что инструмент будет лишь один, причем он вынужден будет подарить один из своих собственных (причина в экономических санкциях). Без чудес, однако, гала-концерт конкурса обойтись не мог, и после зажигательной Рапсодии в стиле блюз Гершвина с авторскими каденциями Мацуева – финальная точка. «Придется мне искать второй инструмент», – вздыхает со сцены пианист, и в публике раздаются громогласные овации. Традиция не нарушена!

Впервые конкурс, организованный Денисом Мацуевым как трамплин к звездному будущему для молодых пианистов, состоялся в 2016 году, и за эти восемь лет состязание эволюционировало от яркой новинки до важнейшего события в области фортепианного искусства, которого ждут с нетерпением во всем мире. Причина такого успеха – не только в масштабности и авторитетности соревнования, но и необычных для традиционного конкурса условиях. «Ступенчатому» пьедесталу здесь нет места: между двумя турами нет отсева (все выступают и с сольной программой, и в сопровождении оркестра), а среди пятнадцати участников награждают нескольких лауреатов без разделения на «порядковые номера». Благодаря этому состав гостей, вопреки политической турбулентности, достаточно представителен: среди пятнадцати половина (восемь) отстаивают честь нашей страны, остальные прибыли из Казахстана, Китая, Швейцарии, Австралии и Гонконга. В жюри – авторитетные музыканты, судившие крупнейшие отечественные состязания последних лет: Валерий Пясецкий, Фредди Кемпф, Максим Могилевский, Юстус Франтц, Хидеко Кобаяши, Винченцо Бальцани. Помимо них в жюри в этом году приглашена Рена Шерешевская.

Программные требования конкурса достаточно гибкие, и участники в полной мере воспользовались данной им свободой. Отрадно отметить тенденцию к отходу от шаблонных венцов конкурсных программ: в первом туре ни разу не прозвучали ни этюды-картины Рахманинова, ни этюды Листа. Вместо них – сонаты Скарлатти, масштабные вариационные циклы Гайдна и Бетховена, сочинения Рамо, Пуленка, Десятникова… Аналогично – и второй тур: не было «заигранного» Первого концерта Чайковского, лишь единожды прозвучал популярный на конкурсах Третий Прокофьева. Некоторым участникам удачный выбор программы позволил убедительно подчеркнуть свои сильные стороны: особенно в этом контексте запомнилось выступление Варвары Зарудневой, обучающейся в МССМШ имени Гнесиных в классе Максима Железнова: ее интерпретация сонат Скарлатти привлекала рафинированной отточенностью деталей и отсутствием пустых внешних эффектов, а завершавшие программу первого тура две прелюдии Шостаковича поразили недетской глубиной. Пожалуй, именно эта участница в целом произвела впечатление наиболее зрелой в своей игре. Другие лидеры первого тура – воспитанники ЦМШ-АИИ Лев Бакиров и Елисей Мысин (классы Валерия Пясецкого и Наталии Трулль соответственно): оба молодых пианиста продемонстрировали тонкое владение звуковыми красками и благородную сдержанность в манере подачи. Иван Чепкин, обучающийся в МССМШ имени Гнесиных в классе Анны Арзамановой, запомнился изящным и изысканным прочтением такого виртуозного сочинения, как Andante spianato и Большой блестящий полонез Шопена. Среди зарубежных участников выделились китаянка Цзичин Лин и швейцарец Лукас Шиш: оба покорили публику чистотой и искренней непосредственностью своего проживания музыки. В то же время в игре обоих были и проблемные моменты: интерпретации Цзичин Лин были достаточно спорными со стилистической точки зрения, а Лукасу Шишу в целом пока сложно конкурировать с закаленными конкурсными бойцами из московских десятилеток – победы еще ждут его в будущем.

Одной из противоречивых тенденций первого тура у нескольких участников стало преобладание агрессивной и напористой виртуозности над осмысленностью и глубиной трактовки. Характерными в этом контексте стали интерпретации Третьей сонаты Прокофьева, прозвучавшей в первом туре три раза: все без исключения – в запредельных темпах, крупными штрихами, на грани заноса в наиболее сложных виражах. В наибольшей степени это проявилось в выступлении Владимира Рублёва, ученика Бориса Березовского в МССМШ имени Гнесиных: грубый напор и фресковая неразличимость деталей. Такой стиль кажется попыткой подражания энергетике основателя конкурса Дениса Мацуева, но то, что в его творческом облике восхищает и покоряет, у его молодых коллег пока выглядит неубедительной пародией. Намного более зрело в аспекте воплощения запредельных технических трудностей проявил себя ученик Наталии Трулль Кирилл Роговой: он продемонстрировал безупречную выдержку и способность к завидной концентрации, с полным самоконтролем пережив «Ночь на Лысой горе» Мусоргского – Худолея – Дубова. Молодой музыкант обладает бесспорным потенциалом и перспективой творческого роста, но в данный момент скорее находится в процессе поиска собственной творческой индивидуальности, отсюда – ощущение несвободы в собственных трактовках вопреки безусловной технической стабильности.

Второй тур в КЗЧ сопровождал ГАСО имени Светланова под управлением Ивана Никифорчина. Дирижеру и коллективу удалось выстроить гармоничный баланс с юными солистами и не подавлять их оркестровой звуковой массой. В то же время заметна была разница между теми, кто уже обладал немалым опытом игры с оркестрами, и новичками: у последних не всегда получалось найти нужный контакт с дирижером. Тем не менее второй тур стал для молодых пианистов событием с очевидностью более волнующим, чем первый: живо ощущалось воодушевление подростков на сцене, их радость от выступления в огромном зале, транслируемый в аудиторию вдохновенный артистизм. Практически всем удалось намного ярче раскрыться именно в сотворчестве с оркестром, нежели в исполнении сольной программы. Так, безусловной удачей стало исполнение Первого концерта Листа Захаром Внутских (воспитанник Дарьи Рябовой в ЦМШ-АИИ): в первом туре не вся программа была в полной мере убедительной, но в игре с оркестром он проявил себя как артистичный мужественный виртуоз. Продолжили свое триумфальное шествие по конкурсной дороге и Елисей Мысин, и Варвара Заруднева, и Лев Бакиров. Задорно и темпераментно был исполнен Цзичин Лин Концерт Равеля. Завершавший второй тур Кирилл Роговой смело взял весьма рискованный темп в финальных вариациях Рапсодии на тему Паганини Рахманинова и буквально повел за собой оркестр, поставив уверенную точку в конкурсных прослушиваниях.

Формат Grand Piano Competition позволяет жюри поддержать сразу многих участников, и в этом году было выбрано девять лауреатов: Лев Бакиров, Владимир Рублёв, Цзичин Лин, Иван Чепкин, Варвара Заруднева, Йи Ан, Фалес Юн Хей Чан, Елисей Мысин и Кирилл Роговой. В целом результаты очевидны – в число триумфаторов конкурса вошли его бесспорные лидеры. Весьма острую дискуссию среди меломанов вызвало, пожалуй, лишь отсутствие в списке Захара Внутских, и их можно понять – на втором туре он был одним из лидеров; жюри же оценивало, вероятно, свои впечатления по итогам всего состязания. С другой стороны, не в полной мере логичным кажется включение в число лауреатов Владимира Рублёва с его агрессивным и несколько прямолинейным напором.

Особый интерес вызвала, конечно же, судьба Гран-при в виде роялей, разыгранных на гала-концерте: этот приз, согласно условиям состязаний, присуждается всеми членами жюри. Настоящая интрига, ибо решения всегда и очевидны и неожиданны одновременно! В этот раз Гран-при достались Льву Бакирову и Кириллу Роговому. Уровень конкурса, однако, таков, что с не меньшей обоснованностью обладателями Гран-при могли стать и Варвара Заруднева, и Елисей Мысин…

 

Впрочем, на Grand Piano Competition никто не уходит без наград, и на гала-концерте на участников буквально как из рога изобилия сыпался вал ангажементов, стипендий, специальных призов. Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, генеральным директором которой является Евгения Кривицкая, также учредила свою награду – интервью в журнале «Музыкальная жизнь». Она досталась Варваре Зарудневой. Подобная поддержка на старте карьеры молодых музыкантов поистине бесценна. «Питомцы гнезда Мацуева» – это горячая, дерзкая, бурлящая молодая кровь, готовая к завоеванию новых вершин и свершениям во славу великого русского фортепианного искусства.